Ответы скрыты

§ 2. Первобытные охотники и собиратели, страница 19

Что помогло древнему человеку выжить в трудных природных условиях?

1 Занятия первобытного человека

Охота в древности. Художник З. Буриан. △ Назовите орудия, которые древние люди использовали на охоте.

 

Первобытные инструменты (от латинского «орудие»). △ Для чего могли использоваться изображённые на рисунке инструменты?

 

•  1. Какие способы охоты использовали первобытные люди? 2. Почему охота была коллективным занятием?

 

2 Использование огня

Огонь в жизни древнего человека. △ 1. Каким образом человек смог узнать свойства огня? 2. Какие способы получения огня изображены на рисунках? 3. Как применяли огонь на охоте?

 

•  Какое значение в жизни древнего человека имел огонь?

 

3 Орудия и жилище

• Что происходило в жизни древних людей в последний ледниковый период?

 

Жилище первобытного племени. △ Сравните два вида жилищ первобытного человека. Назовите преимущества и недостатки каждого жилища. Аргументируйте свой ответ.

 

4 Род и племя

• 1. Что такое родовая община? 2. Что предшествовало родовой общине в процессе развития человека?

 

5 Расы

•  Выделите характерные черты каждой расы.

 

Человеческие расы. Какие условия оказали влияние на формирование рас, представители которых изображены на рисунке?

 

Вопросы и задания

1. Что помогало древним людям в охоте и собирательстве? Какую роль играли эти занятия в жизни древнейших людей?
2. Подумайте, почему древние люди жили, объединяясь в большие группы.
3. Дайте определение понятия «присваивающее хозяйство». Приведите примеры такого типа хозяйства.
4. С помощью дополнительных источников информации выясните, существуют ли в наше время народы, у которых сохранился племенной строй. Как вы думаете, почему?
5. Сравните жизнь древних людей до открытия огня и после. Сделайте вывод о том, как использование огня изменило жизнь человека.
6. Объясните как природные условия повлияли на развитие человека.

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из книги «На берегу Маклая» русского путешественника и учёного XIX века Н. Н. Миклухо-Маклая, который исследовал жизнь папуасов — древнейшего населения Новой Гвинеи, и ответьте на вопросы.
Большей же частью кубу живут кочевой жизнью и беспрестанно бродят по своей области в поисках созревших лесных плодов. Там, где застаёт их вечер, они сплетают из веток дерева простой зонт, который защищает их от непогоды.
Я осматривал содержимое одной из сумок… носимых мужчинами на перевязи через левое плечо. Кроме двух больших донганов (ножей), тут были кости, отточенные на одном конце, служившие как рычаг или нож и нашлись четыре заострённые кости, очевидно инструменты, способные заменить ланцет, иглу или шило. Затем обнаружил раковину… имевшую зубчатый нижний край и служившую у туземцев для выскрёбывания кокосов. Был также удлинённый кусок скорлупы молодого кокосового ореха, заменявший ложку… Был принесён кусок старого бамбука, каменным топором обрублены оба конца и затем расколоты на тонкие длинные пластинки, которые, будучи согреты в угольях, получили такую твёрдость, что ими можно было резать не только мягкое таро и ямс (растения наподобие картофеля), но также мясо и даже волосы…

•   1. Какие орудия труда папуасов напоминали орудия труда первобытных людей?
2. С помощью дополнительной литературы выясните, в каких условиях живут папуасы Новой Гвинеи в наше время.

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Что помогло древнему человеку выжить в трудных природных условиях?