ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ II
1. Как вы понимаете термин «цивилизация»?
2. На карте в начале главы представлены древнейшие цивилизации Древнего Востока. Назовите их.
3. Сравните первые цивилизации Древнего Востока. Выделите их общие черты и различия.
4. Какая цивилизация Древнего Востока для вас наиболее интересна? Объясните по- чему.
5. Какие современные государства стали преемниками цивилизаций Древнего Востока?
6. Какие чудеса света связаны с Древним Востоком? Какие из них существуют в наше время?
7. Найдите на карте Великий шёлковый путь. Подготовьте о нём сообщение.
8. Какую роль сыграли племена семитов в истории Древнего Востока?
Ответы:
1. Ответ: Цивилизация — это общество, достигшее высокого уровня развития, для которого характерны города как центры ремёсел и торговли, монументальное строительство (храмы, стены, дамбы) и письменность.
2. Ответ: Древнеегипетская, шумеро-аккадская (Месопотамия), Финикия, Древняя Палестина (Израильское и Иудейское царства), Ассирийская держава, Персидская держава, Древняя Индия (Хараппская цивилизация и империи Маурьев/Гуптов), Древний Китай (империи Цинь и Хань).
3. Ответ:
Общие черты: возникновение в долинах великих рек, ирригационное земледелие, деспотическая форма правления, сложная социальная структура, наличие письменности, политеистические религии.
Различия: уникальные культурные и религиозные традиции (например, монотеизм в Иудее, буддизм в Индии, конфуцианство в Китае), разные системы письма (иероглифы, клинопись, алфавит), архитектурные особенности (пирамиды, зиккураты, пагоды).
4. Ответ: Наиболее интересна Древнеегипетская цивилизация из-за её долговечности, монументальных сооружений (пирамиды, храмы), сложных религиозных представлений о загробной жизни и богатого наследия, включая математику и медицину.
5. Ответ: Современными преемниками являются:
-
Египет (Древний Египет),
-
Ирак (Месопотамия),
-
Индия (Древняя Индия),
-
Китай (Древний Китай),
-
Израиль/Палестина (Древняя Палестина),
-
Ливан/Сирия (Финикия),
-
Иран (Персидская держава).
6. Ответ: С Древним Востоком связаны: пирамиды Гизы (единственное сохранившееся чудо), висячие сады Семирамиды (Вавилон, не сохранились), храм Артемиды в Эфесе (на территории древней Анатолии, разрушен). Существует только комплекс пирамид в Гизе.
7. Ответ: Великий шёлковый путь — караванный торговый маршрут, возникший в II в. до н. э., который соединял Китай (Чанъань) со странами Средиземноморья через Центральную Азию. По нему перевозили шёлк, spices, драгоценности, идеи и технологии, что способствовало культурному обмену между Востоком и Западом.
Сообщение Великий шёлковый путь
Великий шёлковый путь был не просто дорогой для караванов, а грандиозной сетью торговых маршрутов, которые на протяжении многих веков связывали Восток и Запад. Он возник во II веке до н.э. и простирался от столицы Китая до берегов Средиземного моря, пересекая пустыни, горные перевалы и великие империи древности. Своим названием путь обязан главному товару — китайскому шёлку, который высоко ценился в Римской империи и других странах и долгое время оставался загадкой в технологии его производства.
Однако по этому пути перевозили не только шёлк. Караваны везли экзотические специи, фарфор, драгоценные камни, стекло, золото и серебро. Но самое главное — Великий шёлковый путь стал первым в истории глобальным мостом для культурного и технологического обмена. По нему распространялись знания, религии (буддизм, христианство, ислам), философские идеи, научные открытия и даже болезни. Вдоль маршрутов росли и богатели великие города, такие как Самарканд и Бухара.
Значение Великого шёлкового пути начало угасать с развитием морской торговли в XV веке, который был безопаснее и дешевле сухопутных караванов. Тем не менее, его наследие колоссально: он навсегда изменил мир, прекратив изоляцию между цивилизациями и заложив основы для будущей глобализации, показав, насколько взаимосвязанными могут быть разные народы и культуры.
8. Ответ: Семитские племена (аккадцы, амореи, финикийцы, евреи, арамеи) сыграли ключевую роль: создали первые алфавиты (финикийский), распространили семитские языки, основали мощные государства (Вавилон, Ассирия, Финикия), а также дали миру первую монотеистическую религию — иудаизм.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Что такое цивилизация? Выделите признаки цивилизации.
Ответ: Цивилизация — это общество, достигшее высокого уровня развития. Её признаками являются: возникновение городов как центров ремесла и торговли, строительство монументальных сооружений (храмов, дамб, городских стен), а также появление письменности. Эти признаки отличают цивилизацию от первобытного общества.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из надписи, высеченной на стене храма в Фивах, и ответьте на вопросы.
Перечень добычи, доставленной войском его величества из города Мегиддо: 340 пленных, 83 руки, 2041 лошадь… и молодых коней, 1 колесница, отделанная золотом… 897 колесниц его жалкого войска… 200 броней его жалкого войска, 502 лука, 7 столбов шатра того врага из дерева… отделанных серебром. И вот захватило войско… 1929 быков, 2000 коз и 20 500 овец…
• 1. Вспомните, какие стороны столкнулись в битве при Мегиддо. 2. Назовите имя правителя, возглавлявшего войско победителей.
Прочитайте отрывок из древнего текста и ответьте на вопросы.
§ 53. Если человек не укрепил плотину на своей земле, а вода прорвала её и за- топила поля соседей, виновный пусть возместит соседям убытки. Если ему нечем платить, следует продать его имущество и его самого, а полученное серебро соседи пусть поделят между собою.
§ 55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен и вода затопила поле его соседей, (то) он должен отмерить зерно в соответствии (с урожаем) его соседей.
§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины (мина — 0,5 кг) серебра.
§ 237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым (другим) грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нём (было), (то) лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и всё, что он погубил в нём.
• 1. Что это за текст? 2. Кто является его автором? 3. Какие слои населения защищали эти законы?
Ответы:
Вопрос 1 (по надписи из Фив):
-
В битве при Мегиддо столкнулись войска Древнего Египта и коалиции ханаанских городов-государств.
-
Войско победителей возглавлял фараон Тутмос III.
Вопрос 2 (по тексту законов):
-
Это текст Законов Хаммурапи (свод законов Вавилонского царства).
-
Их автором является царь Вавилона Хаммурапи.
-
Эти законы защищали интересы свободных землевладельцев, ремесленников и торговцев (например, компенсация за ущерб имуществу), но не распространялись на рабов.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
1 Тайны египетских иероглифов.
2 «Эпос о Гильгамеше» — древнейшее литературное произведение.
3 Научные достижения Древнего Востока.