Ответы к странице 109

Упражнение 567, с. 109

Обозначьте способ образования глаголов и их состав.

• От какой части речи образован последний глагол?
• Подберите однокоренные слова к выделенному слову.

Образец. Разбежаться ← бежать; разбежаться.

Позавтракать, присесть, загрустить, рассмеяться, посинеть, твердеть, приглушать, загореться, окаменеть, поскользнуться, утроить.

Позавтракать ← завтракать (прист.); позавтракать
присесть ← сесть (прист.); присесть
загрустить ← грустить (прист.); загрустить
рассмеяться ← смеяться (прист.); рассмеяться
посинеть ← синеть (прист.); посинеть
твердеть ← твёрдый (суф.); твердеть
приглушать ← глушить (прист.−суф.); приглушать
загореться ← гореть (прист.−суф.); загореться
окаменеть ← камень (прист.−суф.); окаменеть
поскользнуться ← скользить (прист.−суф.); поскользнуться
утроить ← три (прист.−суф.). утроить

Последний глагол утроить образован от числительного трое.
Загореться — гореть, возгорание, обгорелый, горение, загар, загорелый, подгорать.

Упражнение 568, с. 109

Запишите глаголы с суффиксом -нича- однокоренные с данными существительными. Укажите спряжение записанных глаголов.

Образец. Сапожник — сапожничать (I спр.).

Слесарь, рукодельница, лентяй, сотрудник, полдник, плотник, попрошайка.

Слесарь — слесарничать (I спр.),
рукодельница — рукодельничать (I спр.),
лентяй — лентяйничать (I спр.),
сотрудник — сотрудничать (I спр.),
полдник — полдничать (I спр.),
плотник — плот­ничать (I спр.),
попрошайка — попрошайничать (I спр.).

Упражнение 569, с. 109- 110

Прочитайте отрывок из стихотворения Ю. Яковлева. Спишите, раскрывая скобки. Над какой орфограммой вы работали?

• Какую пословицу использует автор? К чему призывает?

Помните, ребята,
Правило одно:
Сам барабан
Не забарабанит,
Медная труба
Сама трубить
Не станет!
И если огонька
Нет, как говорится,
Сам но себе
Костёр не разгорится..
Не течёт вода
Под лежачий камень,
Чтоб она текла —
Камень сдвинь руками.

Мы работали над орфограммой "Правописание не с глаголами."
Автор использует пословицу: Под лежачий камень вода не течёт.
Автор призывает к труду.