Ответы к странице 133
Упражнение 612, с. 133
Прочитайте рецепт салата. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Замените глаголы в неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонения. Какая инструкция по приготовлению салата звучит мягче, менее категорично? Определите стиль текста.
САЛАТ ИЗ ФАСОЛИ
Фасоль сварить, откинуть на сито и охладить. Варёную морковь нарезать кубиками, а сельдерей — соломкой. Промыть зелёный салат, нарезать и смешать с остальными овощами. Соус приготовить так: в отдельную посуду положить горчицу, соль, сахар, подлить растительного3 масла и прибавить уксуса. Этим3 соусом заправить салат.
Салат из фасоли
Фасоль сварите, откиньте на сито и охладите. Варёную морковь нарежьте кубиками а сельдерей — соломкой. Промойте зелёный салат, нарежьте и смешайте с остальными овощами. Соус приготовьте так: в отдельную посуду положите горчицу, соль, сахар, подлейте растительного масла и прибавьте уксуса. Этим соусом заправьте салат.
Стиль текста научный.
Растительного (масла) — прил.
I. Масла (какого?) растительного.
Н. ф. — растительный.
II. Пост. — относит; непост. — Р. п., ед. ч., ср. р.
III. Масла (какого?) растительного.
Этим — мест.
I. Соусом (каким?) этим.
Н. ф. — этот.
II. Пост. — указат.; непост. — Т. п., ед ч., м. р.
III. Соусом (каким?) этим.
Упражнение 613, с. 133
Составьте связный текст на одну из тем: «Как сварить суп (борщ и т. д.)», «Как посадить деревце (цветок)», «Как отправить сообщение с мобильного телефона», «Как найти информацию в Интернете» и т. д. Используйте различные способы выражения советов.
Как сварить борщ ©
Овощи промойте и почистите. Картофель, свёклу и морковь нарежьте кубиками. Лук и помидоры мелко нарежьте. Обжарьте лук, томаты и морковь в небольшом количестве растительного масла. Залейте мясным бульоном. Варите все до полуготовности картофеля. Капусту нашинкуйте соломкой и отправьте в суп. Через десять минут добавьте измельченную зелень и посолите. Борщ готов.
Упражнение 614, с. 133 - 134
Определите наклонения выделенных глаголов (см. с. 134). Спишите, заменяя их глаголами в изъявительном наклонении в будущем времени. Расставьте пропущенные знаки препинания. У вас получится текст Л. Кассиля. В каком тексте — записанном вами или тексте учебника — о мечтах Валерки говорится так, как будто они непременно сбудутся?
Образец. Мальчик погрузился в мечты: «Сделал бы я лодку...» — Мальчик погрузился в мечты: «Сделаю я лодку...»
Валерка сразу погрузился в мечты. Корабль, настоящий корабль был бы у них! Он стал прикидывать, как бы выглядел корабль. Белогрудый и молчаливый, выплывал бы он на простор речной волны. А как бы назывался корабль? И тут Капка сказал: "Пусть называется Арсении Гай!"
Выделенные глаголы стоят в условном наклонении.
Валерка сразу погрузился в мечты. Корабль, настоящий корабль будет у них! Он стал прикидывать, как будет выглядеть корабль. Белогрудый и молчаливый, выплывет он на простор речной волны. А как будет называться корабль? И тут Капка сказал: "Пусть называется Арсении Гай!"
В записанном нами тексте говорится о мечтах Валерки так, как будто они непременно сбудутся.