Ответы к странице 106
Упражнение 561, с. 106
Вставьте подходящие по смыслу глаголы в нужной форме. Объясните условия выбора букв е и и в безударных окончаниях глаголов.
Образец. Веет (на -ять, I спр.).
Цветёт ива. Вокруг неё — — шмели, — — бабочки, — — бестолковые2 мухи. Над лужами — — комары.
Перелётные птицы — — на родину, к своим гнёздам. Позже других — — самые яркие и пёстрые птицы. Зимо-родок — — из Египта, а иволга — — из Южной Африки.
Для справок: летать, прилетать, торопиться, направляться, порхать, суетиться, виться, возвращаться.
Цветёт ива. Вокруг неё летают (на -ать, I спр.) шмели, порхают (на -ать, I спр.) бабочки, суетятся (на -ить, II спр.) бестолковые мухи. Над лужами вьются (I спр.) комары.
Перелётные птицы торопятся (на -ить, II спр.) на родину, к своим гнёздам. Позже других возвращаются (на -ать, I спр.) самые яркие и пёстрые птицы. Зимородок направляется (на -ять, I спр.) из Египта, а иволга прилетает (на -ать, I спр.) из Южной Африки.
бестолковые
Упражнение 562, с. 106 - 107
Спишите. Как изменится текст, если в предложениях использовать форму глаголов прошедшего времени?
• Графически объясните правописание гласных в корнях с чередованием. Относятся ли глаголы примерять и примирять к словам с чередующимися гласными в корне?
• Расскажите, как вы наводите порядок в своей комнате.
С утра я начинаю убирать комнату. Вначале скатываю ковёр и снимаю с подоконника2 цветы. Я тщательно протираю каждый листочек и обильно поливаю растения.
Потом отжимаю тряпку и вытираю до блеска оконные стёкла и зеркало.
Теперь надо положить на место игрушки моей младшей сестрёнки. К письменному столу отца я не прикасаюсь: папа сам всегда приводит его в порядок.
Гласные в корнях с чередованием: убирать, снимаю, протираю, растения, отжимаю, вытираю, положить, прикасаюсь.
При переводе текста в прошедшее время необходимо использовать глаголы совершенного вида (т. е. видовые пары к имеющимся в тексте). В этом случае в корнях отразятся чередования.
Глаголы примерять и примирять не относятся к словам с чередующимися гласными в корне, потому что имеют разное лексическое значение и разные корни: примирять (мир, мирить), примерять (примерка, мерить).
Я навожу порядок в своей комнате каждый день, но особенно тщательно - по выходным. Я раскладываю по местам свою одежду, книги и учебные принадлежности. Влажной тряпкой протираю стол и подоконник. Папа помогает мне отодвинуть от стены мою кровать, и я мою пол за ней. Затем я мою весь пол в комнате. Иногда в углах паучек плетет паутинку, и я ее убираю, а паучка отправляю жить на улицу. Когда становится чисто, можно и поиграть. ©
(с) подоконника