Ответы к странице 78
Упражнение 503, с. 78
Из данных простых предложений составьте сложные, используя вместо личного местоимения относительное местоимение который. Отделяйте запятой простые предложения, входящие в состав сложного.
Образец Мы пошли в лес. В нём многое изменилось весной. — Мы пошли в лес, в котором многое изменилось весной.
1. Охотник вышел к реке. В ней купались медвежата. 2. Яркие лучи солнца осветили деревья. Они за минуту до этого казались слившимися в одну тёмную массу. 3. Мы остановились у крайней избы. За ней начиналось поле.
1. Охотник вышел к реке, в которой купались медвежата.
2. Яркие лучи солнца осветили деревья, которые за минуту до этого казались слившимися в одну тёмную массу.
3. Мы остановились у крайней избы, за которой начиналось поле.
Упражнение 504, с. 78
Найдите ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Спишите, внося необходимые исправления.
• Подчеркните главные члены в 1—3 предложениях.
1. Кто из девочек вошла сюда? 2. Что из коллекции понравилась вам больше всего? 3. Чего ты читаешь? 4. Не знаю, чего мне делать сейчас. 5. Сколько много здесь инструментов!
1. Кто из девочек вошёл сюда?
2. Что из коллекции понравилось вам больше всего?
3. Что ты читаешь?
4. Не знаю, что мне делать сейчас.
5. Сколько здесь инструментов!
Упражнение 505, с. 78 - 79
В каком порядке должны следовать друг за другом данные абзацные части, чтобы получился текст? Спишите текст. Найдите местоимения, укажите их разряд.
• Объясните знаки препинания в предложениях с прямой речью.
КТО СИЛЬНЕЕ?
Кто же выиграл спор? Муравей. Соломинка2, которую он поднял, оказал..сь в двадцать3 раз тяжелее3 Муравья. Бревно же, поднятое Слоном, весил.. значительно меньше его самого.
Услыш..л человек шум и сказал: «О чём вы спор..те?5 Кто из вас больше своего веса подним..т, тот и сильней».
Увид..л Слон Муравья, удивился, что Муравей маленький, и спросил: «Что ты, Муравей, мож..шь поднять?» «Больше, чем ты дума..шь», — ответил Муравей. И стали они спорить, кто из них сильней.
Кто сильнее?
Увидел Слон Муравья, удивился, что (относ.) Муравей маленький, и спросил: «Что (вопрос.) ты (личн.), Муравей, можешь поднять?» «Больше, чем (относ.) ты (личн.) думаешь», — ответил Муравей. И стали они (личн.) спорить, кто (относ.) из них (личн.) сильней.
Услышал человек шум и сказал: «О чём (вопрос.) вы (личн.) спорите? Кто из вас (личн.) больше своего веса поднимет, тот (указательное) и сильней».
Кто (вопрос.) же выиграл спор? Муравей. Соломинка, которую (относ.) он (личн.) поднял, оказалась в двадцать раз тяжелее Муравья. Бревно же, поднятое Слоном, весило значительно меньше его (личн.) самого (определительное).
Двадцать (раз) — числит.
I. Тяжелее (во сколько?) в двадцать (раз).
Н. ф. — двадцать.
II. Пост. — прост., колич., целое; непост. — В. п.
III. Во сколько? в двадцать раз.
Тяжелее — прил.
I. Оказалась (какова?) тяжелее.
Н. ф. — тяжёлый.
II. Пост. — качеств.; непост. — в сравнит. ст., в кратк. ф., ед. ч., ж. р.
III. Оказалась (какова?) тяжелее.
Услышал человек шум и сказал: «О чём вы спорите? (Предложение с прямой речью, прямая речь выделяется кавычками, после слов автора перед прямой речью ставится двоеточие)
соломинка
Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы.
После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков — тире.