Ответы к странице 90
Упражнение 526, с. 90
Прочитайте высказывание И. Эренбурга. Найдите местоимения. Попробуйте прочитать текст без них. Можно ли сказать, что в этом случае текст теряет смысл и выразительность?
Мы не хотим воевать, мы хотим жить для себя, для детей, для нашей чудесной земли. Мы не только любим мир, мы его отстаиваем — нашим трудом, нашей выдержкой, нашим сознанием.
Текст проигрывает, если из него убрать местоимения.
Упoтpeблeниe личныx и пpитяжaтeльныx мecтoимeний я, мы, мoй, нaш пpивoдит к cyбьeктивaции aвтopcкoгo пoвecтвoвaния. Этoт cтилиcтичecкий пpиём шиpoкo иcпoльзyют пиcaтeли и пyблициcты. Taк, жypнaлиcт, выcтyпaя в oчepкe oт пepвoгo лицa, coздaeт впeчaтлeниe дocтoвepнocти oпиcывaeмыx coбытий, кaк бы «пpиближaя» иx к читaтeлю.
Личныe мecтoимeния coздaют «эффeкт пpиcyтcтвия» читaтeля в oпиcывaeмoй cитyaции. Ha читaтeля вoздeйcтвyeт нeoжидaннoe ввeдeниe в тeкcт личныx мecтoимeний ты, мы, этo coздaёт иллюзию пpичacтнocти, coyчacтия.
В coчeтaнии c cинтaкcичecкими пpиёмaми oбpaщeниe к личным мecтoимeниям пoзвoляeт aвтopy ycилить экcпpeccивнyю oкpacкy peчи.
Упражнение 527, с. 90
Диктант. Укажите разряд местоимений. Объясните условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных.
Какой−нибудь (неопр.), небольшой (=маленький) подарок, с кем−нибудь (неопр.) посоветоваться (словар.), на кожаном тёмно−коричневом (оттенок цвета, каком? м. р., П. п.) переплёте (2−е скл., П. п.), на внутренней стороне (1−е скл., П. п.) крышки (1−е скл., Р. п.), чья−то (неопр.) старинная вышивка, бледно−розовая (оттенок цвета) салфетка, какие−либо (неопр.) комнатные растения, шерстяная пряжа для вязания (вяжет), несложные (=простые) контуры рисунка для вышивания, деревянный или костяной крючок, ничего (отр.) ни_ у кого (отр.) не_ оказалось (не с глаг.), нечем (отр.) отблагодарить за внимание.
Упражнение 528, с. 90 - 91
Сочинение-рассуждение. Прочитайте текст.
Есть у меня внучка. Однажды она говорит:
— У Веры в субботу день рождения. Она пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить?
Мама начала давать советы, но тут в разговор вмешался я:
— А у моих друзей в детстве был неписаный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками.
— Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, — сказала внучка.
Напишите, кто, по-вашему, прав — дедушка или внучка. Озаглавьте сочинение, составьте план. Своё мнение постарайтесь убедительно доказать. Доказательства начинайте с красной строки. Используйте в сочинении, если потребуется, синонимы из рамок (убедить уверить заверить; возражать противоречить). Подчеркните в своём сочинении местоимения.
Подарок от души
По моему мнению, в этом споре прав дедушка. Подарок, сделанный своими руками, намного лучше какой−либо купленной вещицы.
Во−первых, мы сами пока не зарабатываем денег. Купить подарок на родительские деньги может каждый, но не каждый способен придумать интересную идею для подарка и сделать его собственными руками.
Во−вторых, создавая подарок, мы думаем о человеке, которому он предназначается. Сделанный нами сюрприз, будь то рамочка из ракушек, вязанные тапочки, деревянная шкатулка или что−то другое, будет оригинальным и индивидуальным, выполненный с учётом интересов и вкусов именинника.
Таким образом, подарок, сделанный своими руками, − это подарок от души, подарок сделанный с любовью. Такой сюрприз доставит другу огромное удовольствие и всегда будет напоминать о вас и вашей дружбе.