Ответы к странице 125
Упражнение 596, с. 125 - 126
Прочитайте стихотворение. Выпишите все глаголы в повелительном наклонении. Укажите лицо и число, обозначьте суффикс.
• Определите, какие изобразительно-выразительные средства языка используются в тексте.
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звёзды глаз —
Это всё для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово —
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!
Сколько песне суждено продлиться?
Всё ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…
Разве будет это тыщу раз!
На бульваре освещают вечер
Тополей пылающие свечи.
Радуйтесь, не портите ничем
Ни надежды, ни любви, ни встречи!
Лупит гром из поднебесной пушки.
Дождик, дождь! На лужицах веснушки!
Крутит, пляшет, бьёт по мостовой
Крупный дождь, в орех величиной!
Если это чудо пропустить,
Как тогда уж и на свете жить?!
Всё, что мимо сердца пролетело,
Ни за что потом не возвратить!
(Э. Асадов)
Изобразительно-выразительные средства:
• метафоры: «не гоните время», «освещают вечер тополей пылающие свечи», «Дождик, дождик! На лужицах веснушки», «всё, что мимо сердца пролетело», дождь «крутит, пляшет»;
• эпитеты: «трепетное слово»;
• олицетворения: «лупит гром», «на лужицах веснушки», «пляшет дождь»;
• сравнения: «в орех величиной»;
• просторечие «тыщу» усиливает экспрессию строк;
• глаголы: придают стихотворению динамизма, помогают отобразить настроение;
• интонация: автор использует восклицательные предложения, подчеркивая радость и восторг.
Дорожите (2-е л., мн.ч.), замеча йте (2-е л., мн.ч.), раду йтесь (2-е л., мн.ч.), берите (2-е л., мн.ч.), не требу йте (2-е л., мн.ч.), не гоните (2-е л., мн.ч.), не портите (2-е л., мн.ч.).