Ответы к странице 24

Упражнение 398, с. 24

Спишите. Над прилагательными укажите их разряд по значению. Какие словосочетания употреблены в переносном значении? Составьте с ними предложения.

притяж.         качеств.                 притяж.
Заячий след, заячий характер, заячий выводок;
  относит.           притяж.               качеств.
гусиное перо, гусиная кормушка, гусиная походка;
 притяж.         качеств.            притяж.
волчья стая, волчий аппетит, волчье логово;
 притяж.      относит.       качеств.
лисья нора, лисья шуба, лисья хитрость.

Словосочетания в переносным значении: заячий характер, гусиная походка; волчий аппетит, лисья хитрость.

Заячий характер помешал ему рискнуть и добиться результата.
Ребята на разминке шли друг за другом гусиной походкой.
За обедом у Алёши разыгрался волчий аппетит.
Маша часто прибегала к лисьей хитрости.

Упражнение 399, с. 24

Из второго и третьего абзацев сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца» выпишите все прилагательные. Разберите как часть речи 2 прилагательных.

     Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. И, конечно, мы тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. Они были очень милые. Настя была как золотая3 курочка на высоких ногах. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.
        Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый3 и сильный.

Милые, золотая, высоких, тёмные, светлые, крупные, золотые, частые, чистенький, моложе, коротенький, плотный, лобастый, широкий, упрямый, сильный.

Золотая (курочка) — прил.
I. Курочка (какая?) золотая.
Н. ф. — золотой;
II. Пост. — относит.; непост. — И. п., ед. ч., ж. р.
III. Курочка (какая?) золотая.

Упрямый (мальчик ) — прил.
I. Мальчик (какой?) упрямый.
Н. ф. — упрямый;
II. Пост. — качеств.; непост. — И. п., ед. ч., м. р.
III. Мальчик (какой?) упрямый.

Упражнение 400, с. 24

Выполните один из вариантов проектно-исследовательской работы.
1. На примере текстов из учебника географии проведите исследование на тему «Роль имён прилагательных в научной речи».
2. Проведите исследование на тему «Эпитеты и их роль в художественном тексте» на материале изучаемого художественного произведения.

1. Достаете учебник географии и выписываете любые описания - описание местности, рек, озер. Делаете вывод, что прилагательные очень важны, так как без них не составить корректное описание.

2. Возьмите произведение, которое вы сейчас изучаете по литературе, выберите предложения с эпитетами (красивыми словами, за счет которых текст становится ярче, красивее). А теперь запишите те же предложения без эпитетов. Сделайте вывод, что без эпитетов художественная речь становится блёклой и неинтересной, что эпитеты придают тексту эмоциональность и яркость. ©