Ответы к странице 27

Упражнение 405, с. 27

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте в прилагательных приставку не-.
В четвёртом предложении найдите устаревшее слово.
Объясните написание заглавной буквы в каждом предложении.

1. Дубровский встал и пош..л искать дорогу домой но ещё долго блуждал по (не)знакомому лесу.5 2. Изд..ли услышал Владимир (не)обыкновенный шум и говор. 3. Кирила Петрович предлагал Дубровскому своё  покровительство, но тот благодарил его и остался беден и (не)зависим. 4. Антон Пафнутьич похаживал по комнате осматривал замки6 и окна и качал головою при сём (не)утешительном осмотре. 5. Маша проговорила Папенька вам без меня будет грустно, ещё грустнее, когда вы подумаете что я (не)счастна.
         (По А. Пушкину)

1. Дубровский встал и пошёл искать дорогу домой, но ещё долго блуждал по незнакомому лесу. 2. Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор. 3. Кирила Петрович предлагал Дубровскому своё  покровительство, но тот благодарил его и остался беден и независим. 4. Антон Пафнутьич похаживал по комнате осматривал замки и окна и качал головою при сём неутешительном осмотре. 5. Маша проговорила: "Папенька, вам без меня будет грустно, ещё грустнее, когда вы подумаете, что я несчастна.

(при) сём — устаревшее слово

Дубровский встал и пошёл искать дорогу домой, но ещё долго блуждал по незнакомому лесу.  (Повеств., невоскл., в конце ставится точка; однородные сказуемые (встал и пошёл) соединены союзом и — запятая не ставится; запятая ставится перед противительным союзом но).

Заглавные буквы в словах: Дубровский, Владимир, Кирила Петрович, Дубровскому, Антон Пафнутьич, Маша — имена собственные;

Издали — начало предложения.
Папенька — первое слово в прямой речи.

1. Замки — 1. Устройство для запирания чего-либо ключом. 2. Приспособление для смыкания концов ожерелья, браслета, цепочки, серёг. 3. Плотн. способ соединения деревянных частей между собой (бревен, брусьев). 4. Спец. часть ружья, винтовки, где воспламеняется заряд. 5. архит. центральный камень клинообразной или пирамидальной формы в вершине арки или свода, часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку; то же, что замковый камень. 6. То же, что уключина, приспособление для фиксации вёсел на лодке.
2. Многозначное слово.
3. Прямое значение.
4. Синонимы — запор, засов
5. Исконно русское.
6. Общеупотребительное.
7. Нейтральное.
8. Активный словарный состав.
9. Держать рот на замке.

Упражнение 406, с. 27 - 28

Сгруппируйте предложения: а) со слитным; б) с раздельным написанием не со словами. Какие предложения нужно записать дважды? Почему?

1. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. 2. Не бросай друга в несчастье. 3. Небольшой дождишко — лодырям отдышка. 4. Кто кого обидит, тот того и ненавидит. 5. Несчастные дни долго памятны бывают. 6. Не заслонишь солнышка рукавицей, не убьёшь молодца небылицей.

(Пословицы)

а) 2. Не бросай друга в несчастье.
3. Небольшой дождишко — лодырям отдышка.
4. Кто кого обидит, тот того и ненавидит.
5. Несчастные дни долго памятны бывают.
6. Не заслонишь солнышка рукавицей, не убьёшь молодца небылицей.

б) 1. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
2. Не бросай друга в несчастье.
6. Не заслонишь солнышка рукавицей, не убьёшь молодца небылицей.

Предложения 2 и 6 мы должны записать в две группы, потому что в них есть и слитное и раздельное написание не со словами.