Ответы к странице 8

Упражнение 371, с. 8

Прочитайте текст. Что в нём описывается? Разделите текст на части. Озаглавьте его. Что бы вы нарисовали на иллюстрации к нему? Спишите и подчеркните прилагательные как члены предложения.

Можно ли употребить синоним к выделенному прилагательному в данном предложении (см. слово в рамке)?

             Зимнее великолепие

   Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие3 и спокойствие!
   Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, — синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором.4
    Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет.4 И сосны замерли под глубоким небом.
(По И. Бунину.)

Великолепие — сущ.
I. (Что?) великолепие. Н. ф. — великолепие.
II.  Пост. —  нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл.; непост. —  И. п., ед. ч.
III. (Что?) великолепие.

И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. (Повеств., невоскл., распростр., двусост., осложнено однород. дополн.)

А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. (Повеств., невоскл., распростр., двусост., осложнено однород. дополн.)

Варианты заглавия текста: «Краски январского леса», «Зимнее великолепие».

Текст можно разделить на три абзаца: первый — первые три предложения, второй начинается со слов «Над глубокими, свежи­ми снегами...», третий — со слов «Солнце ещё за лесом...».

В тексте описывается великолепие январского утра в лесу. Зимний лес описывается таким, каким видит его автор утром в окно. Основная мысль описания — показать, что лес очень изменился: «Какое великолепие и спокойствие!» Бунин передаёт свои зрительные впечатления — то, что он увидел, поэтому в описании много «цветовых» слов: небо синее; тень в колеях санного следа совершенно синяя; на зелёных вершинах сосен золотистый солнечный свет; это описание — своеобразная зарисовка, как бы этюд с натуры. И. А. Бунин описывает только то, что можно увидеть из окна дома: небо над снегами, солнце за лесом, просеку, дорогу к дому, вершины сосен.

Я бы нарисовал такую иллюстрацию: Ели и сосны в снегах, их вершины освещены солнечным светом. На земле лежит снег, а по нему проходит синяя колея санного следа. Синее небо и солнце за лесом.

Прилагательное бездонный нельзя употребить в данном контексте вместо его синонима глубокий.

Упражнение 372, с. 8 - 9

Определите основную мысль описания. Как выглядят в заснеженном лесу кусты, кучи хвороста, пень, ветви елей? Какие слова и словосочетания помогают автору создать необычную картину леса в снегу? Определите стилистическую принадлежность текста.

    Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своём обычном виде похожий на растрёпанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошённой земли взрыв. Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетённое рукою великана.
    Пень выглядывает из-под тучной чалмы. Еловые лапы — если приглядеться, каждая имеет свою физиономию, — прямо в глаза строят немые смешные рожи. Всё необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения.
                            (В. Тендряков)

Основная мысль описания — одухотворение природы, удив­ление её способностью превращать обыденное, невзрачное в не­обыкновенное, красивое, чудесное.

Стиль текста — художественный.

Кустик напоминает тут вырвавшийся из-под земли взрыв; куча хвороста похожа на перепутанное кружево, сплетённое рукою великана; пень надел чалму; еловые лапы — каждая имеет свою физиономию.