Ответы к странице 68

Упражнение 483, с. 68

Найдите недочёты в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Я заходил к учительнице, но их (не)было дома.2. После сна первый отряд пош..л в лес. Они долго (не)возвр..щались.3. Враг был силён, но они скоро сд..лись.4. Собач..нке было три недели, и у неё начали прорезат(?)ся глаза.

1. Я заходил к учительнице, но её не было дома.
2. После сна первый отряд пошёл в лес. Он долго не возвращался.
3. Враг был силён, но он скоро сдался.
4. Собачонке было три недели, и у неё начали прорезаться глаза.

Упражнение 484, с. 68

Проведите исследование на примере любого текста (части параграфа учебника, отрывка изучаемого художественного произведения), проанализировав в нём местоимения. Поэкспериментируйте: замените местоимения другими частями речи. Сравните варианты. Сделайте вывод о роли местоимений в тексте.

    Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый — мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки. И наконец, он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же все это меня не оправдывает, я посвящу свою книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
(Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

Заменим местоимения.

Прошу детей простить покорного слугу за то, что автор посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: данный взрослый —  самый лучший друг писателя. И еще: друг понимает все на свете, даже детские книжки. И наконец, взрослый друг живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И друг очень нуждается в утешении. Если же все это автора не оправдывает, поэтому посвящу свою книжку тому мальчику, каким был когда-то описываемый взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

Некоторые местоимения заменить очень сложно, в особенности личные местоимения при повествовании от первого лица. Текст становится более громоздким и не так легко читается.

Упражнение 485, с. 68 - 69

Прочитайте шутливое стихотворение А. Барто. Какова основная мысль текста? Какие личные местоимения вы заметили?

Окапывали вишни.
Сергей сказал: — Я лишний.
Пять деревьев, пять ребят —
Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,
Сергей выходит в сад.
— Ну нет, теперь ты лишний! —
Ребята говорят.

Основная мысль: кто не работает, тот не ест.
Личные местоимения: я, ты.