Ответы к странице 99

Упражнение 545, с. 99

Выполните морфологический разбор двух местоимений (устно и письменно).

• Какого стиля будет ваше высказывание при устном разборе?

1. Будет и на нашей улице праздник.4 2. Кто сам собой не управит, тот и другого не наставит. 3. Всякий кулик своё болото хвалит. 4. Какова земля, таков и хлеб.

(На) нашей — мест.
I. (На) улице (чьей?) нашей.
Н. ф. — наша.
II. Пост. — притяж.; непост. — П. п., ед ч., ж. р.
III. (На) улице (чьей?) нашей.

Другого — мест.
I. Не наставит (кого?) другого
Н. ф. — другой.
II. Пост. — определит.; непост. — Р. п., ед ч., м. р.
III. Не наставит (кого?) другого.

Будет и на нашей улице праздник. (Повеств., невоскл., простое, двусостав., грамм, основа — будет праздник, распростр., не осложнено)

Упражнение 546, с. 99

Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите местоимения и выполните их морфологический разбор. Спишите. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.

        Ночная дорога
   До станции (на −ия, Р. п.) оставалось (осталось) ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию (словар.) комара (словар.) можно было следить (слежка) за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье, за ним и впереди нас тёмно−синие (оттенок цвета) вершины (верх) гор, изрытые морщинами (морщиться), покрытые слоями (слой) снега, рисовались (словар.) на бледном (каком? м. р., П. п.) небосклоне (2−е скл., П. п.), ещё сохранявшем (сохранный) последний отблеск зари. На тёмном (каком? ср. р. П. п.) небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне показалось (кажется), что они гораздо выше, чем у нас на севере (2−е скл., П. п.). По обеим сторонам дороги (1−е скл., Р. п.) торчали (словар.) голые, чёрные (чернеть) камни; кое−где из снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился (словар.), и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика (колокол). (М. Лермонтов)

Варианты заглавия текста: «Вечер в горах», «Вечерний пейзаж», «Сон природы».

Его — мест.
I. Полётом (чьим?) его
Н. ф. — его.
II. Пост. — притяжат.; непост. — Р. п., ед ч., м. р.
III. Полётом (чьим?) его.

(За) ним — мест.
I. Рисовались (где, за кем?) за ним.
Н. ф. — он.
II. Пост. — личн., 3-е л.; непост. — Т. п., ед ч., м р.
III. Рисовались (где?) за ним.

(Впереди) нас — мест.
I. Рисовались (где?) впереди нас.
Н. ф. — мы.
II. Пост. — личн., 1-е л.; непост. — Р. п., мн ч.
III. Рисовались (где?) впереди нас.

Мне — мест.
I. Показалось (кому?) мне.
Н. ф. — я.
II. Пост. — личн., 1-е л.; непост. — Д. п., ед. ч.
III. Показалось (кому?) мне  .

Они — мест.
I. (Кто?) они.
Н. ф. — они.
II. Пост. — личн., 3-е л.; непост. — И. п., мн. ч.
III. (Кто?) они.

(У) нас — мест.
I. На севере (у кого?) у нас.
Н. ф. — мы.
II. Пост. — личн., 1-е л.; непост. — Р. п., мн. ч.
III. Выше, чем (где?) у нас.

Этого — мест.
I. Сна (какого?) этого.
Н. ф. — этот.
II. Пост. — указат.; непост. — Р. п., ед .ч., м. р.
III. Сна (какого?) этого.

Упражнение 547, с. 99 - 100

Сочинение по картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители». Адресат вашего сочинения — одноклассник. Вы можете описать изображённое на картине; можете написать рассуждение, чем именно вам понравилась картина. А можете сочинить рассказ (повествование) «Как я случайно оказался в гостях у художника». Рассмотрите внимательно мальчиков; комнату, в которой живёт художник; вид, который открывается вам из распахнутого окна. Можно ли предположить, что изображено художником на картине?

       Первые зрители
   На картине Е. в. Сыромятниковой мы видим двух любопытных мальчишек, которые заглядывают в мастерскую художника через открытое окно. Это полотно особенно тем, что в нём сочетаются целых три жанра. Здесь есть и пейзаж, и изображение интерьера, и портрет мальчика.
  На улице − жаркая летняя пора. За окном − свежая зеленая трава и березовая роща. Возможно, именно туда, оставив мастерскую без присмотра, и отправился художник черпать вдохновение для новой картины.
   Тем временем двое мальчишек, пользуясь моментом, заглядывают в мастерскую через окно. Тот, который постарше, разглядывает картину. Работа над ней, по−видимому, ещё не закончена.
   Мальчик помладше, перегнувшись через подоконник, рассматривает комнату художника. Справа возле окна стоит старинное кресло с изогнутыми деревянными ножками и подлокотниками. Слева под подоконником − картины, повёрнутые к нам тыльной стороной, так что невозможно увидеть, что на них изображено. На дощатый пол падают теплые лучи солнечного света. Эта комната − отдельный мир, в котором царит творчество и рождаются картины.
    Картина несет светлое и радостное настроение. Она дает нам уникальную возможность посмотреть, как ребята впервые встречаются лицом к лицу с настоящим искусством.