Ответы к странице 143
Упражнение 635, с. 143
Сгруппируйте глаголы с не по признаку: а) личные глаголы; б) безличные глаголы. Определите их наклонение.
1. На печи не храбрись, а в поле не трусь. 2. Не суйся в воду, не зная броду. 3. Сегодня не тает, а завтра кто знает. 4. Видит око, да зуб неймёт. 5. За кем3 нет погони, тот3 и не бежит. 6. Хочется есть, да не хочется с печи лезть1.
(Пословицы)
а) Личные глаголы:
не храбрись (повел. н.),
не трусь (повел. н.),
не суйся (повел. н.),
неймёт (изъяв. н.),
не бежит (изъяв. н.).
б) Безличные глаголы:
не тает (изъяв. н.),
не хочется (изъяв. н.).
(За) кем — мест.
I. Нет (за кем?) за кем.
Н. ф. — кто.
II. Пост. — относит.; непост. — Т. п.
III. Нет (за кем?) за кем.
Тот — мест.
I. Не бежит (кто?) тот.
Н. ф. — тот.
II. Пост. — указат.; непост. — И. п., ед ч., м. р.
III. Не бежит (кто?) тот.
лезть — [л’эс’т’] 1 слог.
лезть
л — [л’] — согл., звонк. непарн., мягк. парн. [л]
е — [э] — гласн., ударн.
с — [с’] — согл., глух. парн. [з’], мягк. парн. [с]
т — [т’] — согл., глух. парн. [д’], мягк. парн. [т]
ь — [—]
5 б., 4 зв.
Упражнение 636, с. 143 - 144
Прочитайте стихотворение. Какова его основная мысль? Запишите 5—6 словосочетаний, раскрывающих мысль автора. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю3 твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады6,
И ясны1 спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
(А. Пушкин)
Орфограммы: державное (самодéржец), теченье (течь), громады (огрóмный), светла (свет), небеса (небо), сменить (смена) — проверяемые безударные гласные в корне слова;
гранит — непроверяемые безударные гласные в корне слова;
чугунный, безлунный, пустынных — н/нн в суффиксах прилагательных;
прозрачный, ночную — сочетания ЧК, ЧН, НЧ;
(в) комнате (1-е скл., П. п.), ночи (3-е скл., Д. п.) — безударные окончания существительных;
заря — чередование гласных в корне;
полчаса — слитное написание с корнем пол-.
Основная мысль стихотворения — любовь к Родине, к её столице, гордость за неё.
Люблю — гл.
I. (Что делаю?) люблю.
Н. ф. — любить.
II. Пост. — несов. в., перех., невозвр., II спр.; непост. — изъяв. н., ед ч., 1-е л.
III. (Что делаю?) люблю.
ясны — [й’асны] 2 слога.
я-сны
[й’] — согл., звок. непарн., мягк. непарн.
я 〈
[а] — гласн., ударн.
с — [с] — согл., глух. парн. [з’], твёрд. парн. [с’]
н — [н] — согл., звонк. непарн., твёрд. парн. [н’]
ы — [ы] — гласн., безуд.
4 б., 5 зв.
Лампады — 1. церк. небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой 2. поэт. светильник, лампа.
2. Многозначное слово.
3. Переносное значение.
4. Синонимы — лампа, светильник.
5. Исконно русское.
6. Общеупотребительное.
7. Нейтральное.
8. Активный словарный состав.
9. Лампадный свет.