Ответы к странице 141

Упражнение 629, с. 141

Образуйте и запишите от глаголов-синонимов, данных в рамке, формы трёх наклонений.

                  из.                усл.            пов.
Образец. Думает — думал бы — думай.

• Составьте предложения с любыми двумя глаголами в условном и повелительном наклонениях.

радоваться
ликовать
торжествовать
веселиться

    из.                  усл.                  пов.
Радуется — радовался бы — радуйся;
  из.             усл.                пов.
ликует — ликовал бы — ликуй;
        из.                   усл.                         пов.
торжествует — торжествовал бы — торжествуй;
    из.                  усл.                       пов.
веселится — веселился бы — веселись.

Радуйся, наслаждайся новыми открытиями! Папа радовался бы вместе с нами, но его отпуск заканчивался.
Веселись с нами. Я веселился бы с ребятами до позднего вечера, но нужно было делать уроки.

Упражнение 630, с. 141

Запишите в неопределённой форме однокоренные глаголы к данным словам. Обозначьте суффиксы глаголов.

• Составьте 2—3 словосочетания «переходный глагол + существительное».

Марш, салют, модель, телеграф, премия, совет, адрес, цитата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, команда.

Марш − маршировать, салют − салютовать, модель − моделировать, телеграф − телеграфировать, премия − премировать, совет − советовать, адрес − адресовать, цитата − цитировать, фотограф − фотографировать, протест − протестовать, маска − маскировать, группа − группировать, гарантия − гарантировать, след − следовать, команда − командовать.

Моделироватьх аэроплан, премироватьх работника, фотографироватьх натюрморт.

Упражнение 631, с. 141 - 142

Прочитайте и озаглавьте текст знаменитого скульптора С. Конёнкова. Спишите, выделяя абзацы. Определите время глаголов.

• Устно перескажите текст (от 3-го лица).

          Детство скульптора Конёнкова
   Я родился и вырос в деревне. Мы, ребятишки, всегда первыми узнавали новости.
    Коробейники показывали заманчивые картинки. Я завидовал богатству бродячих торговцев2 и начал рисовать сказочных героев, а также зверей и домашних животных.5
    Зимой мы любили по следам распутывать звериные хитрости. Узнавали птиц по голосам. Умели им подражать
    Крестьянский труд сызмальства знаком мне. Я и пахал, и сеял, и молотил, пас скотину, возил с лугов сено. Всё попробовал, почувствовал. Полюбил труд — самую верную опору человека — на всю жизнь.

Пересказ
Сергей Тимофеевич Конёнков родился и вырос в деревне. Они, ребятишки, всегда первыми узнавали новости.
Коробейники* показывали заманчивые картинки. Будущий скульптор завидовал богатству бродячих торговцев и начал рисовать сказочных героев, а также зверей и домашних животных.
Зимой ребтишки любили по следам распутывать звериные хитрости. Узнавали птиц по голосам. Умели им подражать.
Крестьянский труд сызмальства знаком Конёнкову. Он и пахал, и сеял, и молотил, пас скотину, возил с лугов сено. Всё попробовал, почувствовал. Полюбил труд — самую верную опору человека — на всю жизнь.

Варианты заглавия текста: «Детство скульптора Конёнкова», «Труд — верная опора человека», «Рассказ о деревенском детстве». 

 Торговцев  

Я  завидовал  богатству бродячих торговцев и  начал рисовать  сказочных героев, а также зверей и домашних животных.  (Повеств., невоскл., в конце стоит точка, простое, однород. сказуемые соединены союзом и, однородные дополнения разделены союзом а, перед которым стоит запятая.)

Глаголы употреблены в прошедшем времени.