Ответы к странице 47
Упражнение 444, с. 47
Сгруппируйте числительные по признаку: а) простые; б) составные.
Составьте словосочетания «составное числительное + существительное». Обозначьте в них главное слово.
Сто, одиннадцать, один, семидесятый, триста пятьдесят седьмой, три, сорок, шестьдесят, тысяча девятьсот восемьдесят восемь, девятнадцатый, триста.
а) Сто, одиннадцать, один, семидесятый, три, сорок, шестьдесят, девятнадцатый, триста;
б) триста пятьдесят седьмой, тысяча девятьсот восемьдесят восемь.
триста пятьдесят седьмой хномер
тысяча девятьсот восемьдесят восьмой хгод.
Упражнение 445, с. 47
Какие сочетания слов указывают на точное количество предметов, а какие — на приблизительное? Над простыми числительными напишите прост., над составными — сост. Определите падежи числительных. В каких стилях речи преимущественно употребляются названия точного количества?
прост. И.п. прост. И.п. прост. Р.п.
1. Десять дней — дней десять — около десяти дней.
сост. И.п. сост. И.п.
2. Сто двадцать шагов1 — шагов сто двадцать.
прост. И.п. прост. И.п. прост. Р.п.
3. Пять тысяч — тысяч пять — около пяти тысяч.
прост. И.п. прост. И.п. прост. Р.п.
4. Шестьсот тонн — тонн шестьсот — около шестисот тонн.
прост. И.п. прост. И.п. прост. Р.п.
5. Два года — года два — около двух лет.
Точное количество предметов: десять дней, сто двадцать шагов, пять тысяч, шестьсот тонн, два года.
Приблизительное количество предметов: дней десять, около десяти дней, шагов сто двадцать, тысяч пять, около пяти тысяч, тонн шестьсот, около шестисот тонн, года два, около двух лет.
шагов — [шагоф] 2 слога.
ша-гов
ш — [ш] — согл., глух. парн. [ж], твёрд. непарн.
а — [а] — гласн., безуд.
г — [г] — согл., звонк. парн. [к], твёрд. парн. [г’]
о — [о] — гласн., ударн.
в — [ф] — согл., глух. парн. [в], твёрд. парн. [ф’]
5 б., 5 зв.
Упражнение 446, с. 47 - 48
Прочитайте и озаглавьте текст (см с. 48). Определите его стилистическую принадлежность. Проверьте, правильно ли вы произнесли числительные, записанные цифрами. Спишите. Подчеркните простые числительные как члены предложения.
• Укажите словосочетания, с помощью которых следующее предложение присоединено к предыдущему.
Население земного шара
В середине семнадцатого века население земного шара составляло всего лишь пятьсот сорок пять миллионов человек. Ровно через сто лет оно увеличилось до семисот двадцати пяти миллионов. Ещё через столетие население Земли перевалило через миллиард и стало равняться одному миллиарду ста семидесяти одному миллиону человек.
В середине двадцатого века оно достигло двух миллиардов пятисот семнадцати миллионов.
Словосочетания, с помощью которых следующее предложение присоединено к предыдущему: население земного шара → оно (первое и второе предложение); население Земли → оно (третье и четвёртое предложение).
Слова тысяча, миллион, миллиард имеют признаки как числительных, так и существительных, поэтому вопрос о принадлежности их к числительным решается неоднозначно.
Варианты заглавия текста: «Рост населения Земли», «Население земного шара».
Стиль речи научный.
Человек — сущ.
I. (Кого?) человек.
Н. ф. — человек.
II. Пост. — нариц., одуш., м. р., 2-го скл.; непост. — Р. п., мн. ч.
III. Одному миллиарду сто семьдесят одному миллиону (кого?) человек.