§9. Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов
Задание №1
Какие отделы различают в строении позвоночника человека?
Ответ:
Различают 5 отделов позвоночника:
• Шейный отдел (7 позвонков);
• Грудной отдел (12 позвонков);
• Поясничный отдел (5 позвонков);
• Крестцовый отдел (5 позвонков);
• Копчиковый отдел.
Задание №*2
Объясните, почему, чем ниже расположен позвонок в позвоночном столбе, тем он массивнее.
Ответ:
Позвонки ниже массивнее из−за большой нагрузки, которая формируется позвонками вышележащих отделов.
Задание №3
Как можно объяснить тот факт, что рост человека утром, как правило, на 1—2 см выше, чем вечером? _
Ответ:
В течение дня под тяжестью позвонков суставы сжимаются, поэтому рост к вечеру становится меньше. За ночь (снятие нагрузки) суставы приходят в норму, и рост становится выше на 1−2 см.
Задание №*4
Какой вывод о функциях грудной клетки можно сделать исходя из формы образующих её костей?_
Ответ:
Кости (ребра, грудина, ключица) образуют полость, в которую помещены важные органы (сердце, легкие), которые эти кости и защищают.
Задание №5
Объясните, почему позвонки крестцового отдела сливаются в одну кость − крестец.
Ответ:
Крестцовые позвонки в процессе эволюции срослись между собой, образовав единую кость − крестец, которая является задней стенкой таза. Сращение позвонков обусловлено тем, что в этом отделе отсутствует необходимость в большой подвижности, которую обеспечивают межпозвонковые суставы. А вот отверстия для выхода спинномозговых нервов сохранились.
Задание №6
Чем объясняется наличие у человека изгибов позвоночника и каково их значение?
Ответ:
Наличие физиологических изгибов у позвоночника объясняется целью его защиты от различного рода повреждений в процессе движения, равномерным распределением нагрузки и обеспечением полноценных движений.
Задание №7
Зарисуйте и укажите элементы строения верхней и нижней конечностей, пользуясь рисунком в учебнике (с. 37).
Ответ:
Задание №8
Измерьте свою гибкость. Для этого встаньте на ступеньку, поставьте ноги вместе и, не сгибая колен, максимально наклонитесь вперёд, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры. Измерьте линейкой расстояние от кончиков пальцев до плоскости опоры. Если пальцы ниже её, поставьте знак «+», если до плоскости опоры не дотянулись — знак «−».
Хорошие результаты для юношей — +6...+9 см, для девушек — +7...+10 см. Удовлетворительными считаются более низкие результаты. Отрицательные результаты говорят о недостаточной гибкости.
Аналогичным образом вы можете проверить гибкость членов вашей семьи. Результаты измерений занесите в таблицу и сделайте соответствующие выводы.
Цель работы: _
Испытуемый | Возраст | Результаты измерений, см | Гибкость |
Ответ:
Цель работы: Определить эластичность связок и хрящевых соединений в позвонках.
Испытуемый | Возраст | Результаты измерений, см | Гибкость |
Я | 14 лет | +7 | хорошая |
Мама | 42 года | +6 | удовлетворительная |
Папа | 43 года | +6 | хорошая |