§25. Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод
Задание №1
Что представляют собой губы и какое значение имело о возникновение в эволюции млекопитающих животных?
Ответ:
Млекопитающие вскармливают детенышей с помощью молочных желез. С помощью губ происходит забор молока детенышем из сосков материнского организма.
Задание №*2
Рассмотрите рисунок «Строение зуба». Подпишите, какие части зуба обозначены на нём.Раскройте особенности внутреннего строения зуба, заполнив таблицу «Элементы внутреннего строения зуба и их значение».
Номер на рисунке | Элемент строения | Значение |
Ответ:
Строение зуба
А. коронка зуба
Б. шейка зуба
В. корень зуба
1. пульпа
2. эмаль
3. десна
4. дентин
5. цемент
6. костная ткань челюсти
Элементы внутреннего строения зуба и их значение
Номер на рисунке | Элемент строения | Значение |
1 | Пульпа | Защита тканей периодонта от инфекций |
2 | Эмаль | Защита дентина и пульпы от физических, механических и химических повреждений |
4 | Дентин | Образует форму зуба и составляет его основную массу |
5 | Цемент | Защита зуба |
Задание №3
Рассмотрите рисунок «Типы зубов человека». По их форме установите функции. Укажите их название.
Ответ:
Типы зубов человека
1. резец
2. клык
3. малый коренной
4. большой коренной
Задание №4
Какое участие в пищеварении принимает язык?
Ответ:
Во время еды язык подталкивает пищу к зубам, тем самым облегчая пережевывание, а уже пережеванную пищу он направляет к пищеводу во время глотания. А также язык – это орган вкуса.
Задание №5
Что такое слюна и какова роль основных веществ, входящих в её состав, в осуществлении пищеварения?
Ответ:
На 98−99% слюна состоит из воды. В ней содержатся пищеварительные ферменты, расщепляющие сложные углеводы до простых углеводов, в частности крахмал расщепляется до глюкозы. Кроме того, в состав слюны входит белковое вещество муцин, которое делает пищевой комок скользким. В слюне содержится также лизоцим − бактерицидное вещество, частично обеззараживающее пищу путём уничтожения бактерий, попадающих в ротовую полость.
Задание №6
Выполните лабораторную работу «Изучение действия ферментов слюны на крахмал». В ходе работы выявите условия, необходимые для эффективной работы пищеварительных ферментов слюны.
Цель работы: _
Оборудование и материалы: крахмальный клейстер, пронумерованные пробирки — 3 шт., кристаллизатор со льдом, стакан с догретой водой (+40 °С), кипящая водяная баня, раствор разбавленной слюны, разбавленный раствор иода.
Ход работы:
1) Все результаты заносите в таблицу «Результаты изучения условий работы ферментов слюны».
Номер пробирки | Условия | Ожидаемый результат | Полученный результат | Вывод |
2) Поместите в пробирки небольшое количество крахмального клейстера.
3) Поместите пробирки: № 1 — в кипящую водяную баню, №2 — в стакан с подогретой водой, № 3 — в кристаллизатор со льдом. Сделайте записи в таблице.
4) Добавьте во все пробирки разбавленную слюну и верните их в исходные условия на несколько минут. За это время попытайтесь предположить возможные результаты и запишите их в таблицу.
5) Поставьте пробирки в штатив и определите в них наличие крахмала разбавленным раствором иода. Данные запишите в таблицу.
6) Сравните полученные результаты с ожидаемыми и сделайте соответствующие выводы по полученным результатам.
7) Сделайте обобщённый вывод об условиях работы пищеварительных ферментов слюны. _
Ответ:
Лабораторная работа «Изучение действия ферментов слюны на крахмал»
Цель работы: изучить действие ферментов слюны на крахмал
Результаты изучении условий работы ферментов слюны
Номер пробирки | Условия | Ожидаемый результат | Полученный результат | Вывод |
1 | Кипящая вода | Отсутствие реакции | Отсутствие реакции | При высоких температурах воды ферменты разрушаются |
2 | Подогретая вода | Наличие реакции | Наличие реакции | Ферменты расщепили крахмал |
3 | Ледяная вода | Отсутствие реакции | Отсутствие реакции | При низких температурах воды ферменты не активируются |
Обобщенный вывод: Ферменты расщепляют крахмал при температуре, приближенной к температуре человеческого тела. Повышение и понижение температуры плохо влияют на работу и активность фермента. Реакции не происходят.
Задание №*7
Какие условия нормального пищеварения в ротовой полости нарушаются, когда вы едите горячую сладкую булочку, запивая её газированной водой?
Ответ:
Когда мы едим горячую сладкую булочку, запивая её газированной водой, изменяется температура и pH в ротовой полости, что приводит к прекращению работы ферментов слюнных желез. Нарушается эффективная работа ферментов слюны, т.е. протекание слабощелочной реакции.
Задание №8
В чём проявляется механическая функция глотки и пищевода в осуществлении пищеварения? _
Ответ:
Механическая функция глотки и пищевода в осуществлении пищеварения проявляется в волнообразном сокращении и транспортировке пищи в желудок.
Задание №9
Сформулируйте основные правила гигиены зубов и ротовой полости в целом.
Ответ:
Для того чтобы удалять налёт на зубах и остатки пищи, зубы необходимо чистить два раза в день − утром и вечером. Естественная чистка зубов происходит при пережёвывании сырых овощей и фруктов, например яблок.
Также после еды рекомендуется прочищать межзубные пространства зубной нитью.