ГЛАВА 11. Органы чувств. Анализаторы
§45. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор

Задание №1

Дайте определения понятиям.
Анализатор — _
Иллюзия — _

Ответ:

Анализатор — система, обеспечивающая восприятие какого−либо вида информации (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и др.); доставку этой информации по нервным путям в мозг; анализ этой информации в соответствующих структурах мозга и создание ощущения.
Иллюзия — это обман чувств, нечто кажущееся, то есть искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию.

Задание №2

Заполните таблицу «Части анализатора и их функции».

Части анализатора Функции
   

 

Ответ:

Части анализатора и их функции

Части анализатора Функции
Рецептор   Восприятие энергии раздражителя и трансформация ее в специфическую активность нервной клетки
Нервная цепочка Передача сигнала до ЦНС
Центральная нервная система Анализ сигнала (обработка информации)

Задание №3

Выполните лабораторную работу «Изучение строения зрительного анализатора». Схематично нарисуйте структуру зрительного анализатора. Подпишите все его части.
Цель работы: _

Ответ:

Лабораторная работа «Изучение строения зрительного анализатора»
Мы изучили строение зрительного анализатора по учебнику, систематизировали знания и представили их в виде схематичного рисунка.
Цель работы: изучить строение зрительного анализатора.
ГДЗ ответы по Биологии за 8 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни) Пасечник


Задание №4

Рассмотрите рисунок «Строение глаза». Укажите, какие структуры обозначены на нем.
ГДЗ ответы по Биологии за 8 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни) Пасечник

Ответ:

Строение глаза
1. хрусталик
2. роговица
3. радужка
4.ресничное тело
5. стекловидное тело
6. сосуды
7. желтое пятно
8. сосудистая оболочка
9. склера
10. сетчатка

Задание №5

Заполните таблицу «Нарушения зрения, их причины и профилактика».

Нарушения зрения Симптомы  Причины  Меры профилактики
       
       
       

 

Ответ:

Нарушения зрения, их причины и профилактика

Нарушения зрения Симптомы  Причины  Меры профилактики
Близорукость  Человек вблизи видит хорошо, а вдали — плохо.  Дефект заключается в том, что из−за аномалии преломления (рефракции) изображение фокусируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Упражнение для глаз, снижение нагрузок, гигиена зрения.
Дальнозоркость  Характеризуется снижением в первую очередь ближнего зрения, головной болью, переутомлением и покраснением конъюнктивы, зудом век. Неправильная фокусировка изображения позади сетчатки, а не на ней, как это должно быть в норме.  Гимнастика для глаз, гигиена зрения, употребление витаминов.
Косоглазие  Видимое отклонение одного или обоих глазных яблок в сторону Аномалии внутриутробного развития; поражение центральной нервной системы; травмы глаз или головы.  Профилактика косоглазия заключается в своевременном лечении или компенсации хронических заболеваний, использовании очков и специальных линз (призм) для коррекции зрения.
Катаракта  Двоение в глазу, если противоположный глаз закрыт; расплывчатость, туманность изображения, не поддающаяся очковой коррекции; появление близорукости; ощущение бликов, вспышек, особенно в ночное время. Курение; проблемы со здоровьем, связанные нарушением обменных процессов в организме (например, диабет); употребление алкоголя; травмы или воспалительные заболевания глаз. Отказ от вредных привычек; нормализация массы тела и профилактика сахарного диабета; занятия физической культурой; ограничение пребывания на ярком солнце, защита глаз от ультрафиолета с помощью солнцезащитных очков.

Задание №6

Проведите самонаблюдение по обнаружению слепого пятна. Закройте левый глаз, а правым с расстояния вытянутой руки смотрите на чёрную точку так, чтобы она была напротив глаза. Медленно приближайте изображение к себе. В какой−то момент приближения (примерно на 25 см) фигура справа «потеряет» голову.
Проведите повторное исследование левым глазом.


ο
ГДЗ ответы по Биологии за 8 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни) Пасечник
Сделайте вывод.

Ответ:

Самонаблюдение по обнаружению слепого пятна
Закрыли левый глаз, а правым с расстояния вытянутой руки смотрим на чёрную точку так, чтобы она была напротив глаза. Медленно приближаем изображение к себе. В какой−то момент приближения (примерно на 25 см) фигура справа «потеряла» голову.
Провели повторное исследование левым глазом.
Вывод: На примере данного эксперимента мы можем доказать существование слепого пятна в структуре зрения.

Задание №7

Выполните лабораторную работу «Изучение изменения размеров зрачка». Экспериментатор просит испытуемого посмотреть на окно. Зрачки испытуемого сужены. Затем просит закрыть глаза рукой. Когда испытуемый открывает их снова, экспериментатору видно, что расширенные зрачки сужаются. Сделайте вывод о значении зрачка.

Ответ:

Лабораторная работа «Изучение изменения размеров зрачка»
Мы смотрим в окно (зрачки при этом сужены). Далее закрываем глаза рукой, а после открываем их снова.
Вывод: Зрачок меняется в зависимости от яркости света. Зрачок изменяет свой диаметр и тем самым регулирует количество света, попадающего на сетчатку, и фокусирует изображение.

Задание №8

Выполните лабораторную работу «Изучение зрительных иллюзий».
1) Из листа бумаги сверните трубку диаметром 1,5—2 см. Трубку возьмите в левую руку так, чтобы она лежала между большим с указательным пальцами. Посмотрите через трубку левым глазом. При этом оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Возникнет иллюзия — «дырка в ладони». Сделайте выводы и попробуйте привести собственное объяснение увиденному явлению.
2) Начертите на чистом листе бумаги прямую вертикальную линию. Не используя линейку и не переворачивая лист бумаги, попробуйте разделить линию пополам. Замерьте полученные отрезки. Выполните этот опыт несколько раз. Почему верхний отрезок чаще оказывается короче нижнего? _

Ответ:

Лабораторная работа «Изучение зрительных иллюзий»
1) Глаза видят разные изображения, но мозг объединяет и делает единое изображение.
2) Верхний отрезок чаще оказывается короче нижнего вследствие ошибки восприятия головным мозгом информации, которая поступает из глаза.

Задание №9

Укажите, какой из трёх типов иллюзий изображён на картинках а, б, в.
ГДЗ ответы по Биологии за 8 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни) ПасечникИллюзия перспективы − _
Иллюзия контраста − _
Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными − _

Ответ:

Иллюзия перспективы − б
Иллюзия контраста − в
Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными − а