Страница 64 из 75
§51. Врожденное и приобретенное поведение
Задание №1
Заполните таблицу «Приобретённые программы поведения».
| Форма приобретённого поведения | Отличительные черты | Пример |
| Условный рефлекс | ||
| Рассудочная деятельность |
Ответ:
Приобретённые программы поведения
| Форма приобретённого поведения | Отличительные черты | Пример |
| Условный рефлекс | Это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду, и не закрепляющийся генетически (т.е. не передающийся по наследству) | Сосательный рефлекс новорожденного: реакция 6−месячного ребенка на бутылочку с молоком |
| Рассудочная деятельность | Приобретен на основании полученного опыта, анализа событий | Ворона умеет считать, горилла выталкивает палкой плод из трубы |
Задание №2
Заполните таблицу «Врождённые программы поведения».
| Форма врождённого поведения | Отличительные черты | Пример |
Ответ:
Врождённые программы поведения
| Форма врождённого поведения | Отличительные черты | Пример |
| Безусловный рефлекс | Врожденность, способность передаваться по наследству из поколения в поколение | Если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок |
| Инстинкт | Цепной характер реакций (завершение одного рефлекса служит сигналом следующего рефлекса) и их зависимость от гормональных и метаболических факторов | Охотничий инстинкт (ловить убегающую добычу) − встречается у хищников |
| Запечатление (импринтинг) | Свойство запоминать отличительные признаки объектов сразу после рождения | Формирование реакции следования за матерью у птенцов выводковых птиц |
Задание №*3
Какое биологическое значение имеет формирование наследственных и приобретённых программ поведения?
Ответ:
Наследственные и приобретенные программы отвечают за формирование определенных типов поведения, способствующих повышению выживаемости вида.