§26. Пищеварение в желудке и кишечнике
Задание №1
Что представляет собой желудок человека?
Ответ:
Желудок — полый мышечный орган, часть пищеварительного тракта, расположен между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой.
Задание №2
Что такое желудочный сок и каков его состав?
Ответ:
Желудочный сок − бесцветная прозрачная жидкость, вырабатываемая железами слизистой оболочки желудка. При помощи желудочного сока осуществляется желудочное пищеварение. Желудочный сок содержит соляную кислоту и ряд минеральных солей, а также различные ферменты, главнейшими из которых являются пепсин, расщепляющий белки, химозин (сычужный фермент), створаживающий молоко, липаза, расщепляющая жиры.
Задание №3
Какова роль соляной кислоты в желудочном соке?
Ответ:
Роль соляной кислоты − это активация пепсиногена, превращение его в пепсин; формирование денатурации и набухания белков; формирование в желудке кислой среды; обладание бактерицидным свойством; усвоение железа.
Задание №4
Выполните лабораторную работу «Изучение действия желудочного сока на белки». Выявите условия, необходимые для эффективной работы пищеварительных ферментов желудочного сока.
Цель работы: _
Оборудование и материалы: раствор белка, пронумерованные пробирки — 5 шт., кристаллизатор со льдом, стакан с подогретой водой (+40 °С), стакан с холодной водой, кипящая водяная баня, кислый желудочный сок, 10%−ный р−р NaOH, пипетка.
Ход работы:
1) Все результаты заносите в таблицу «Результаты изучения условий работы ферментов желудочного сока».
Номер пробирки | Условия | Ожидаемый результат | Полученный результат | Вывод |
2) Налейте в пронумерованные пробирки небольшое количество
(1—2 мл) раствора белка. Осторожно их нагрейте, чтобы свернулся белок. Затем опустите все пробирки в холодную воду.
3) Прилейте в пробирки: № 1—2—3 мл воды, № 2 — столько же кислого желудочного сока и поставьте в стакан с тёплой водой.
4) В пробирку № 3 налейте предварительно прокипячённый желудочный сок, а в пробирку № 4 — нейтрализованный желудочный сок, в который предварительно добавили несколько капель раствора NaOH, обе пробирки поставьте в стакан с тёплой водой.
5) В пробирку № 5 добавьте кислый желудочный сок и поставьте в кристаллизатор со льдом.
6) Через 15—20 мин поставьте пробирки в штатив и отметьте, какие изменения произошли с белком в пробирках.
Сделайте обобщённый вывод об условиях работы пищеварительных ферментов желудочного сока. _
Ответ:
Лабораторная работа «Изучение действия желудочного сока на белки»
Цель работы: изучить действие желудочного сока на белки.
Результаты изучения условий работы ферментов желудочного сока
Номер пробирки | Условия | Ожидаемый результат | Полученный результат | Вывод |
1 | Вода | Отсутствует | Белок усвоился | Белки в воде не усваиваются |
2 | Кислый желудочный сок и стакан с теплой водой | Есть | Белок не усвоился | Белок усваивается при определенной температуре |
3 | Прокипяченный желудочный сок и стакан с теплой водой | Отсутствует | Белок не усвоился | После кипячения фермент разрушился и белок не усвоился |
4 | Нейтрализованный желудочный сок и стакан с теплой водой | Отсутствует | Белок не усвоился | При нейтральной среде фермент неактивен |
5 | Кислый желудочный сок и кристаллизатор со льдом | Отсутствует | Белок не усвоился | В условиях низкой температуры фермент становится неактивным и белок не усваивается |
Обобщенный вывод: Мы видим, что ферменты желудка работают при определенной температуре и в кислой среде. При высоких температурах ферменты разрушаются, а при низкой ферменты становятся неактивными. Также при щелочной или нейтральной pH (среде) ферменты становятся также неактивными.
Задание №5
Опишите функции желчи в пищеварении.
Ответ:
Функции желчи:
1) Эмульгирует жиры, способствуя гидролизу жиров.
2) Усиливает моторику кишечника.
3) Участвует в нейтрализации кислых продуктов, поступивших из желудка.
4) Способствует всасыванию жирных кислот, жирорастворимых витаминов, холестерина, аминокислот и солей кальция.
5) Тормозит процесс гниения в кишечнике.
6) Защитная функция (обладает бактериостатическим действием).
Задание №6
Используя материал учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу «Действие пищеварительных соков на пищевые вещества», указав знаками «+» и «−», какие питательные вещества под действием каких пищеварительных соков расщепляются в пищеварительной системе, а также химическую среду, оптимальную для работы ферментов каждого из этих пищеварительных соков.
Ответ:
Действие пищеварительных соков на пищевые вещества
Пищеварительные соки | Сок слюнных желез | Желудочный сок | Сок поджелудочной железы | Сок желез тонкого кишечника |
Пищевые вещества | ||||
Углеводы | + | - | + | + |
Белки | - | + | + | + |
Жиры | - | - | + | + |
Химическая среда | Слабощелочная | Кислая | Слабощелочная | Слабощелочная |
Задание №7
Заполните таблицу «Заболевания желудка и печени и их профилактика».
Заболевание | Симптомы | Профилактика |
Ответ:
Заболевания желудка и печени и их профилактика
Заболевание | Симптомы | Профилактика |
Язва желудка | Боли в подложечной области, тошнота и рвота, изжога, расстройство стула | Диета (отсутствие острого или жареного), не злоупотреблять болеутоляющими |
Гастрит | Боли в эпигастральной области, отрыжка, тошнота, рвота, изжога, ухудшение общего состояния | Правильное питание, отказ от сладкого, жареного и острого |
Холецистит | Боли в правой части живота, тошнота, рвота, горький привкус во рту, метеоризм | Сдача анализов, не переедать |