УРОК 76
Упражнение №1
Прочитай текст. Почему этот текст можно назвать повествованием?
Озаглавь текст. Спиши, выбирая в скобках подходящие слова из ряда синонимов. Объясни свой выбор.
Много сказок и легенд прибалтийских народов посвящено янтарю. В одной из них (изложено, сообщается, сказывается, рассказано) о богине моря Юрате. Влюбилась она в простого рыбака, чем сильно (разозлила, разгневала, обозлила, разъярила) верховного бога Перкунаса. (Разрушил, разгромил, развалил) он подводный дворец Юрате. Теперь волны постоянно выносят на берег его обломки — янтарики. (Бродят, шагают, расхаживают, ходят) люди после прилива и собирают их.
(По В. Сейраняну)
Ответ
Этот текст можно назвать повествованием, потому что в нем описаны события.
Легенда о янтаре.
Много сказок и легенд прибалтийских народов посвящено янтарю. В одной из них сказывается о богине моря Юрате. Влюбилась она в простого рыбака, чем сильно разгневала верховного бога Перкунаса. Разрушил он подводный дворец Юрате. Теперь волны постоянно выносят на берег его обломки — янтарики. Ходят люди после прилива и собирают их.
• Я выбрал (а) именно эти синонимы из предложенных, потому что они больше всего сочетаются с другими предложениями текста и соответствуют стилю его изложения.
Упражнение №2
Прочитай текст. Составь его план. После этого постарайся к каждому пункту плана записать своими словами одно — самое главное — предложение. У тебя должен получиться маленький текст.
Бирюза — драгоценный камень, многие считают его самым красивым из всех ювелирных камней. Самая красивая бирюза голубого цвета. Бывает она и зелёной, и тёмно−зелёной, даже коричневой или белой как мел.
Ещё в давние времена заметили, что бирюза меняет цвет: белая становится голубой, ярко−голубой, голубая может окраситься в зелёный цвет. В легендах и преданиях по−разному рассказано об изменениях цвета бирюзы. Вот как об этом повествуется в армянской легенде.
Долго бились мужчины−воины одного из сёл, преграждая путь врагу. Но силы были неравны. Когда защитников осталось совсем мало, они отправили женщин и детей в горы, а сами продолжали сражаться. Все пали в том бою. Тогда чужеземцы бросились в горы. Завидев врагов, женщины с детьми спрятались среди камней, вжались в расщелины и стали молить богов о помощи. Боги сжалились над ними и превратили всех в бирюзу: молодых женщин — в небесно−голубую, старух — в зелёную, а детей — в белую. Наступавших чужеземцев боги превратили в чёрные скалы, обречённые навеки охранять прекрасную бирюзу.
(По В. Сейраняну)
А теперь закрой учебник и, опираясь только на план и то предложение, которое у тебя получилось, запиши по памяти последний абзац.
Прочитай, что получилось у Васи.
На них напали. Они отправились в горы. Но те проиграли. Эти прибежали, но увидели бирюзу. Сами стали камнями.
Попробуй назвать ошибки Васи. Как ты думаешь, если бы тебе рассказали легенду так, как её изложил Вася, интересно бы тебе было?
Ответ
План:
1. Что такое бирюза.
2. Бирюза может менять цвет.
3. Армянская легенда о бирюзе.
Предложения по плану:
1. Бирюза — драгоценный камень, его считают самым красивым из всех ювелирных камней.
2. С давних времён люди заметили, что бирюза меняет цвет: белая становится голубой, ярко−голубой, голубая может окраситься в зелёный цвет.
3. Боги сжалились над женщинами, старикам и детьми побеждённой деревни и превратили всех в бирюзу, а чужеземцев превратили в чёрные скалы, обречённые охранять прекрасную бирюзу.
Изложение последнего абзаца:
На деревню напали враги. Воины бились с ними долго, но силы их были не равны. Тогда женщин и детей отправили в горы, а сами продолжили сражаться. Когда все защитники деревни пали в бою, чужеземцы бросились в горы. Увидев врагов, женщины и дети спрятались среди камней и стали просить защиты у богов. Тогда боги превратили всех в бирюзу: молодых женщин — в небесно−голубую, старух — в зелёную, а детей — в белую. А врагов превратили в чёрные скалы, обречённые охранять прекрасную бирюзу.
Изложение должно быть интересным и понятным для читателя и передавать основную мысль и стиль автора. Васино изложение не понятно читающему и его не интересно читать. Он ошибся в том, что, излагая события, не уделил внимания деталям, описанию, а так же не учёл, что читатель не знает историю, поэтому употребление местоимений было так же ошибкой.