УРОК 133

Давай подумаем (стр.145)

Качественное прилагательное сладкий (чай) называет признак предмета. Этот признак может быть в предмете в большей или меньшей степени (слаще, самый сладкий).
Относительное прилагательное январский (мороз) называет время, когда то или иное явление происходит. Этот признак не может быть в предмете в большей или меньшей степени.
А на что указывают прилагательные папин (портфель), лисья (нора)? Можно ли эти прилагательные отнести к качественным или относительным? Какой вопрос лучше задать к прилагательным папин, лисья — какой? или чей? Кому принадлежит портфель, нора? или какой портфель? какая пора?

Ответ

Прилагательные папин, лисья нельзя отнести к качественным или относительным, потому что они показывают принадлежность предмета кому−то. К этим прилагательным больше подходят вопросы чей? и чья?

Стр. 145-146

Упражнение №1

Прочитай текст. Выпиши качественные и относительные прилагательные. Докажи, что они действительно являются качественными и относительными.
Я зажмурился и снова открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.
Сколько лет с тех пор прошло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой.
(По В. Астафьеву)

Какое прилагательное осталось не выписанным? Почему?

Ответ

Качественные прилагательные: огромной (огромен), розовых (более розовых), белый (самый белый), розовой (самой розовой), дивного (самого дивного).
Относительные прилагательные: кухонному (стол для кухни).
Не выписано осталось прилагательное бабушкиного, потому что оно притяжательное.

Стр. 145-146

Упражнение №2

Прочитай стихотворение. Выпиши сначала притяжательные прилагательные вместе с существительными, потом все остальные. Задай к прилагательным вопросы, укажи род, число и падеж. Определи, какими членами предложения являются прилагательные в тексте.
Образец: в лисьей норе — ж. р., ед. ч., П. п.
Репей
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей;
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в чьи−то штаны,
В волчий хвост или в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
(В. Берестов)

Ответ

Притяжательные прилагательные + существительные:
в волчий хвост — м. р., ед. ч., В. п.
в заячью грудь — ж. р., ед. ч., В. п.
Словосочетания прил. + сущ.:
одинокий репей — м. р., ед. ч., И. п.
прекрасные сны — мн. ч., В. п.
в далёкий путь — м. р., ед. ч., В. п.

Давай подумаем (стр.147)

Употребляешь ли ты прилагательные с суффиксами −ов−, −ев−? Например, как ты скажешь — братов учебник или учебник брата; учителев стол или стол учителя?
К какому выводу можно прийти?

Ответ

Суффиксы −ов−, −ев− участвуют в образовании притяжательных прилагательных, но в настоящее время прилагательные с данными суффиксами выходят из употребления и считаются устаревшими, поэтому в речи их употребление можно встретить всё реже.

Стр. 147-148

Упражнение №3

Замени в словосочетаниях выделенные существительные именами прилагательными по образцу.
Образец: телефон Кати — Катин телефон.
хвост куницы — куницын хвост.
скатерть бабушки, книги папы, гитара Васи, велосипед Светы, хвост лисицы

Ответ

скатерть бабушки — бабушкина скатерть,
книги папы — папины книги,
гитара Васи — васина гитара,
велосипед Светы — светин велосипед,
хвост лисицы — лисий хвост

Стр. 147-148

Упражнение №4

Попробуй образовать от существительных прилагательные, указывающие на их принадлежность, с помощью суффиксов -ий-, -ов-
Образец: -ий-: акула — акулий.
-ов-: старик — стариков.
-ий-: щука, черепаха, павлин
-ов-: Роман, дед, Пётр

Ответ

-ий-: щучий, черепаший, павлиний
-ов-: романов, дедов, петров

Стр. 147-148

Упражнение №5

Прочитай. Докажи, что перечисленные фамилии были когда−то давно именами прилагательными.
Шишкин, Бородин, Репин, Крылов, Кольцов, Пирогов
Вспомни или узнай, чем знамениты люди, носившие эти фамилии.

Ответ

Доказать принадлежность фамилии когда−то давно к именам прилагательным можно по суффиксам −ин−, −ов−. Данные суффиксы образуют имена прилагательные.
Шишкин И.И. — русский художник−пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств.
Бородин А.П. — композитор, который прославился как автор исторической оперы «Князь Игорь».
Репин И.Е. — русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств.
Крылов И.А. — публицист, баснописец, поэт, издатель сатирико−просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен.
Кольцов А.В. — русский поэт. Через все его творчество проходит тема деревенской жизни, крестьянского труда и природы.,
Пирогов Н.И. — русский хирург и учёный−анатом, естествоиспытатель и педагог, профессор, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно−полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.