УРОК 84

Упражнение №1

Закончи предложения. Имена существительные записывай в форме творительного падежа. Обозначь окончания в этих словах. Одинаковым ли членом предложения будут слова в форме творительного падежа? Докажи свой ответ, задав вопрос к слову как к члену предложения.
Я рисую ... . Папа колет дрова ... . Тропинка заросла ... . Самолёт летит над ... . Учитель пишет на доске ... . Поля укрыты ... . Сергей увлекается ... .
Слова для справок: топором, карандашом, сосной, красками, плаванием, травой, снегом, футболом, городом, лесом, листьями, мелом.

Ответ

Я рисую (чем?) красками. Папа колет дрова (чем?) топором. Тропинка заросла (чем?) травой. Самолёт летит (где?) над лесом. Учитель пишет на доске (чем?) мелом. Поля укрыты (чем?) снегом. Сергей увлекается чем?) плаванием.
• Мы видим, что слова в форме творительного падежа являются разными членами предложения.

Упражнение №2

Прочитай текст. Найди имена существительные в творительном падеже. Выпиши сочетания слов с этими существительными. Обозначь в них окончания.

Образец. Инеем разрисовала зима стёкла в домах.
разрисовала (чем?) инеем (Т. п.)
Трудно было оставаться дома в первый день зимы. Мы пошли полюбоваться лесными озёрами. Земля была запорошена первым лёгким снежком. Снег таял в чёрной воде озёр, покрывал серым дымом леса.
Зима уже хозяйничала над землёй. Но мы знали, что под рыхлым снегом, если его разгрести руками, ещё можно найти свежие лесные цветы. Мы знали, что с нами остались зимовать синицы. И зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.
(По К. Паустовскому)
Проверь себя: надо выписать шесть словосочетаний.

Ответ

1. полюбоваться (чем?) озёрами (Т. п.)
2. запорошена (чем?) снежком (Т. п.)
3. покрывал (чем?) дымом (Т. п.)
4. хозяйничала (над чем?) над землёй (Т. п.)
5. можно найти (под чем?) под снегом (Т. п.)
6. разгрести (чем?) руками (Т. п.)

Упражнение №3

Спиши текст. Определи падеж каждого имени существительного в тексте. Обведи предлоги, обозначь окончания имён существительных. В выделенном предложении подчеркни все члены предложения.
Шёл я как−то по лесу. Иду и слышу: застучал где−то впереди меня дятел. Я пошёл осторожнее. Вижу, дятел пристроился на дереве. Уселся на ствол, зацепился за кору острыми коготками, опёрся на жёсткий хвостик и колотит по стволу дерева крепким клювом. Раздолбит дятел дерево, найдёт под корой вредителя и съест. Так он лечит больные деревья.
(По Г. Скребицкому)

Ответ

Шёл я как−то по лесу(Д.п.). Иду и слышу: застучал где−то впереди меня дятел (И.п.). Я пошёл осторожнее. Вижу, дятел (И.п.) пристроился на дереве (П.п.). Уселся на ствол (В.п.), зацепился за кору (В.п.) острыми коготками (Т.п.), опёрся на жёсткий хвостик (В.п.) и колотит по стволу (Д.п.) дерева крепким клювом (Т.п.). Раздолбит дятел (И.п.) дерево (В.п.), найдёт под корой (Т.п.) вредителя (Р.п.) и съест. Так он лечит больные деревья (В.п.).

Упражнение №4

Прочитай. Определи падеж имён существительных. Запиши по образцу упражнения 2.
подошёл к мосту, стоял на мосту, висит на стене, прислонился к стене, написал брату, пришёл к брату, подарок сестре, забочусь о сестре, остался без лошади, дал овса лошади, катался на лошади

Ответ

подошёл (к чему?) к мосту (Д. п.)
стоял (на чём?) на мосту (П. п.)
висит (на чём?) на стене (П. п.)
прислонился (к чему?) к стене (Д. п.)
написал (кому?) брату (Д. п.)
пришёл (к кому?) к брату (Д. п.)
(что?) подарок (И.п.) (кому?) сестре (Д. п.)
забочусь (о ком?) о сестре (П. п.)
остался (без кого?) без лошади (Р. п.)
дал (чего?) овса (Р.п.) (кому?) лошади (Д.п.)
катался (на ком?) на лошади (П. п.)

Упражнение №5

Спиши. Подчеркни все члены предложения. Определи род, число и падеж каждого имени существительного.
Вова принёс альбом для рисования.
Поезд приближался к станции.
За дверью послышались шаги.
Ребята готовят подарки к празднику.

Ответ

Вова (м.р., ед.ч., И.п.) принёс альбом (м.р., ед.ч., В.п.) для рисования (ср.р., ед.ч., Р.п.).
Поезд (м.р., ед.ч., И.п.) приближался к станции (ж.р., ед.ч., Д.п.).
За дверью (ж.р., ед.ч., Т.п.) послышались шаги (м.р., мн.ч., И.п.).
Ребята (м.р., мн.ч., И.п.) готовят подарки (м.р., мн.ч., В.п.) к празднику (м.р., ед.ч., Д.п.).