УРОК 82

Стр. 22

Упражнение №1

Спиши словосочетания, ставя слова в скобках в нужную форму. Обозначь окончания этих слов и определи падеж.
тень от (сосна), конверт для (письмо), стоять у (доска), добраться до (дом), уехать без (друзья), коробка из (картон)
Подумай, какими членами предложения могли быть слова, падеж которых определён.
Назови предлоги, с которыми употребляется родительный падеж.

Ответ

Родительный падеж употребляется с предлогами: без, у, от, до, с, из, около, возле, для.
тень от сосны (Р.п., определение),
конверт для письма (Р.п., определение),
стоять у доски (Р.п., обстоятельство),
добраться до дома (Р.п., обстоятельство),
уехать без друзей (Р.п., дополнение),
коробка из картона (Р.п., определение)

Давай подумаем

Галя выполняла упражнение 1, у неё получились такие ответы: тень (от чего?) от сосны — родительный падеж, так как вопрос чего? и вспомогательное слово нет; в предложении является дополнением, так как вопрос от чего?
Стоять (у чего?) у доски — родительный падеж, так как вопрос чего? и вспомогательное слово нет; в предложении является дополнением, так как вопрос чего?
Серёжа тоже определил падеж этих слов как родительный, но вопросы как к членам предложения задал какая? и где? Какая тень? — от сосны (определение). Где стоять? — у доски (обстоятельство).
Кто из ребят прав? Почему?

Ответ

Прав Серёжа, потому что вопросы к членам предложения задаются исходя из контекста и не всегда совпадают с падежными.

Стр. 23-24

Упражнение №2

Прочитай текст, выпиши слова в форме родительного падежа. Определи, какими членами предложения они являются.
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек и хлопушек,
Из линеек и батареек
Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из цветочков и звоночков,
Из тетрадок и переглядок
Сделаны наши девчонки!
(Я. Халецкий)

Ответ

Слова в форме родительного падежа:
из веснушек и хлопушек, из линеек и батареек, из цветочков и звоночков,
из тетрадок и переглядок
Эти слова в предложении являются дополнениями.

Упражнение №3

Распространи предложения, добавляя обстоятельства или дополнения. Обозначь окончание и определи падеж выбранных имён существительных. Не забывай, что вопрос к слову как к члену предложения может не совпадать с падежным вопросом, поэтому рассуждай так:
«Машины едут (по чему?)» — вопрос дательного падежа, но вопрос как к члену предложения где? — «Где едут машины?», значит, слово нужно поставить в форму дательного падежа, а в предложении оно будет обстоятельством.
Машины едут (по чему?) ....
Ребята готовятся (к чему?) ... .
Каждому вручили (по чему?) ... .
Слова для справок: река, поле, дорога, дом, мяч, вода, урок, праздник, карандаш, соревнование, велосипед, подарок.

Ответ

Машины едут (по чему? где?) по дороге (Д.п.).
Ребята готовятся (к чему?) к соревнованию (Д.п.).
Каждому вручили (по чему?) по подарку (Д.п.).

Упражнение №4

Сравни пары предложений. Почему предложения, состоящие из одинаковых слов, имеют разный смысл? Запиши предложения в тетрадь и подчеркни выделенные слова как члены предложения.
1. Я долго искал подарок друга.
Я долго искал подарок другу.
2. Почтальон принёс письмо бабушке.
Почтальон принёс письмо бабушки.

Ответ

Смысл предложений будет разный, потому что выделенные слова стоят в разных падежах и являются разными членами предложения.
1. Я долго искал подарок (чей?) друга.
Я долго искал подарок (кому?) другу.
2. Почтальон принёс письмо (кому?) бабушке.
Почтальон принёс письмо (чьё?) бабушки.

Упражнение №5

Запиши предложения. Слова в скобках сначала ставь в форму родительного падежа, а затем в форму дательного падежа. Обозначь окончания в этих словах.
Образец: Мы бежали (около чего? по чему?) (дорога). Мы бежали около дороги (Р. п.). Мы бежали по дороге (Д. п.).
Через неделю пришло письмо (от кого?) (кому?) (сестра).
Тропинка идёт (от чего?) (к чему?) (ручей).
Завтра мы пойдём гулять (около чего?) (к чему?) (озеро).

Ответ

Через неделю пришло письмо (от кого?) от сестры (Р.п.). Через неделю пришло письмо (кому?) сестре (Д.п.).
Тропинка идёт (от чего?) от ручья (Р.п.). Тропинка идёт (к чему?) к ручью (Д.п.).
Завтра мы пойдём гулять (около чего?) около озера (Р.п.). Завтра мы пойдём гулять (к чему?) к озеру (Д.п.).