УРОК 131
Упражнение №1
В этом тексте пропущено начало. Как ты думаешь, какое это было начало — повествование, описание или рассуждение?
Люди верили, что кувшинке дана волшебная сила, и прозвали её одолень−травою, которая может одолеть нечистую силу, вылечить от недугов.
Отваром лечили зубную боль, пастухи носили с собой корневище кувшинки, чтобы стадо не разбегалось.
Брали цветок и путешественники, отправляясь в дальний путь. Они верили, что кувшинка поможет преодолеть высокие горы, синие озёра, крутые берега, тёмные леса.
Представь, как может измениться текст, если следующий абзац начать: И вот однажды...
А что могло случиться однажды? Может быть, это будет сказка? А может, легенда или правдивая история о том, как помогла волшебная трава. Выбери то, что тебе больше нравится, и продолжи текст устно или письменно.
Ответ
Я думаю, что начало этого текста должно быть рассуждением, потому что нам представлен текст−рассуждение.
Если добавить абзац, который начнётся со слов: И вот однажды... в моём исполнении получится легенда.
Люди верили, что кувшинке дана волшебная сила, и прозвали её одолень−травою, которая может одолеть нечистую силу, вылечить от недугов.
Отваром лечили зубную боль, пастухи носили с собой корневище кувшинки, чтобы стадо не разбегалось.
Брали цветок и путешественники, отправляясь в дальний путь. Они верили, что кувшинка поможет преодолеть высокие горы, синие озёра, крутые берега, тёмные леса.
И вот однажды, во времена далёкие, отправился отважный путешественник исследовать новые земли. На прощанье жена подарила ему прекрасный цветок кувшинки, чтобы помнил о ней и вернулся живым. Наказала она мужу всегда держать цветок при себе, потому что его волшебная сила может уберечь от любых бед. Путешествие было долгим, много трудностей перенёс путешественников, но цветок всегда был при нём и все трудности были преодолены.
И вот во время исследования новых островов попал корабль в странный штиль и туман. Странным было всё вокруг. Тихим и зловещим. Откуда не возьмись раздалось прекрасное пение и за бортом моряки уведели необычайной красоты девушек−русалок. Протянули те руки к морякам и те стали один за другим бросаться за борт в объятья красавиц и только наш отважный путешественник не был очарован ими. Удивились морские девы, что же он не поддаётся и спросили его в чём секрет. Но мужчина был хитёр и пообещал раскрыть тайну, если русалки вернут его команду назад живыми и невредимыми и отпустят их. Русалки согласились и тогда он показал им одолень−траву, которую всегда носил при себе. Недовольны были русалки, но уговор выполнили. Так он спас свою команду и смог вернуться домой к своей семье.
Упражнение №2
Ты знаешь названия растений, изображённых на рисунке? Это иван−чай, лисохвост, тысячелистник, куриная слепота, анютины глазки, сон−трава, зверобой, кукушкины слёзы. Может быть, ты придумаешь какую−нибудь историю или сказку об одном из растений, которая объяснила бы, почему оно так названо?
Дома попробуй сочинить свою историю. Запиши её в тетрадь. Не надо писать большое сочинение, главное, чтобы история была интересной. Пусть твоими первыми слушателями станут родители или друзья. Может быть, они что−нибудь подскажут.
Ответ
Кукушкины слёзы
Это очень красивый цветок фиолетового цвета, который занесён в Красную книгу.
Почему же он на столько редкий? Я думаю, дело в том, что кукушка птица безответственная и даже птенцов своих не высиживает, а подбрасывает яйца в гнёзда к другим птицам. Но, может быть, ей, как матери, в старости становится грустно и одиноко, вот она и пускается на поиски своих детей. Но те гнёзда давно пусты, а птенцы давно выросли и улетели. Тогда летит кукушка домой и плачет, а на том месте, где упали её слёзы, вырастают эти прекрасные цветы. Их она оставляет как хлебные крошки, чтобы дети смогли её однажды найти. Но видимо кукушки, у которых пробуждается совесть, столь редки, что цветов этих очень мало, потому и попали они в Красную книгу.