УРОК 77

Вспомни изученное

Что объединяет слова каждой группы?

зима  зимовать
до зимы  зима
зиму  зимний
зимой  зимовка
о зиме  озимь
зимы  зимушка
о зимах  перезимовать

Устно ответь на вопросы.
• Чем различаются однокоренные слова и формы одного и того же слова?
• Какая часть слова помогает изменить форму слова?
• Как образуются новые слова?

Ответ

Формы одного и того же слова  Однокоренные слова
зима  зимовать
до зимы  зима
зиму  зимний
зимой  зимовка
о зиме  озимь
зимы  зимушка
о зимах  перезимовать

1. Однокоренные слова имеют одинаковый корень, но разный состав и значение. Формы одного и того же слова одно и то же значение и отличаются друг от друга только окончанием.
2. Окончания помогают изменить форму слова.
3. Новые слова образуются при помощи добавления суффикса или приставки, или при помощи сложения основ.

Стр. 7

Упражнение №1

Спиши предложения, ставя слова в скобках в нужную форму. Определи, какими членами предложения являются эти лова.
Откуда пришла мама? — Мама пришла с (работа).
Где вы были вчера? — Мы были у (друзья).
Какая ветка стучит в окно? — Ветка (клён) стучит в окно.

Ответ

Откуда пришла мама? — Мама пришла с работы.
Где вы были вчера? — Мы были у друзей.
Какая ветка стучит в окно? — Ветка клёна стучит в окно.

Давай подумаем

Слова работа, друзья, клён — имена существительные. Они отвечают на вопросы кто? и что? Почему в предложениях из упражнения 1 к этим словам можно задать вопросы откуда? где? какая? Что помогло именам существительным стать определением и обстоятельством?

Ответ

Имена существительные, отвечающие на вопросы косвенных падежей, могут быть в предложении любым второстепенным членом предложения в зависимости от контекста употребления.

Упражнение №2

Прочитай вопросы и ответы. В предложениях−ответах поставь слова в скобках в нужную форму. Какими членами предложения являются эти слова? Спиши предложения и подчеркни слова в скобках как члены предложения.

Образец. Где вы отдыхали? — Мы отдыхали на даче.
Где сидел мальчик? — Мальчик сидел за (стол).
Как выполнена работа? — Работа выполнена без (ошибки).
Чьё это платье? — Это платье (сестра).
Куда летом уехал Кирилл? — Летом Кирилл уехал в (деревня).
О чём рассказал вам учитель? — Учитель рассказал нам о (язык).
Откуда вернулся папа? — Папа вернулся из (командировка).

Ответ

Где сидел мальчик? — Мальчик сидел за столом.
Как выполнена работа? — Работа выполнена без ошибок.
Чьё это платье? — Это платье сестры.
Куда летом уехал Кирилл? — Летом Кирилл уехал в деревню.
О чём рассказал вам учитель? — Учитель рассказал нам о языке.
Откуда вернулся папа? — Папа вернулся из командировки.

Упражнение №3

Прочитай текст. Устно определи, какими членами предложения являются формы слова дядя в тексте. Что позволяет слову дядя выступать в роли разных членов предложения?

 Мой дядя живёт в деревне. Он хороший охотник. Дом дяди всегда полон диковинных вещей, принесённых из леса. Мне нравится бывать у дяди в гостях. Я люблю дядю за его весёлый характер, смелость и находчивость.
Однажды я приехал к дяде, чтобы пойти с ним на охоту. Я восхищался дядей. Он так ловко разгадывал запутанные звериные следы, находил дорогу по солнцу, ориентировался по звёздам. А недавно о дяде написали в газете.

Ответ

Слово дядя стоит в тексте в разных падежах, это позволяет ему выступать в роли разных членов предложения.

Мой дядя живёт в деревне. Он хороший охотник. Дом дяди всегда полон диковинных вещей, принесённых из леса. Мне нравится бывать у дяди в гостях. Я люблю дядю за его весёлый характер, смелость и находчивость.
Однажды я приехал к дяде, чтобы пойти с ним на охоту. Я восхищался дядей. Он так ловко разгадывал запутанные звериные следы, находил дорогу по солнцу, ориентировался по звёздам. А недавно о дяде написали в газете.

Упражнение №4

Спиши текст. Задай к выделенным словам вопросы как к членам предложения.
Образец. Я бегу по где?тропинке.

Кони на ладони
Я нагнулся
Над рекой.
Зачерпнул
Воды рукой.
Вдруг смотрю,
А на ладони
Беспокойно
Мчатся кони.
Дышат белые бока.
До чего же
Быстро гонит
Ветер в небе
Облака!
(В. Степанов)

Проверь себя: среди выделенных слов — три подлежащих, два дополнения и два обстоятельства.

Ответ

Кони на ладони
Я нагнулся
Над рекой.
Зачерпнул
чего?Воды рукой.
Вдруг смотрю,
А на где?ладони
Беспокойно
Мчатся кто?кони.
Дышат белые что?бока.
До чего же
Быстро гонит
что?Ветер в где?небе
что?Облака!