УРОК 94
Давай подумаем (стр.53)
Устно закончи предложения:
Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называют...
Имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, называют...
Ответ
Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называют одушевлёнными.
Имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, называют неодушевлёнными.
Стр. 53-54)
Упражнение №1
Подумай, что объединяет слова каждой группы. Устно дополни каждую группу слов тремя своими примерами.
1) продавец, лиса, жаворонок, ребёнок, шмель, жираф
2) книга, роза, берёза, иней, автобус, камень
Ответ
1) Одушевлённые имена существительные: продавец, лиса, жаворонок, ребёнок, шмель, жираф, собака, кошка, мыш.
2) Неодушевлённые имена существительные: книга, роза, берёза, иней, автобус, камень, машина, велосипед, трамвай.
Упражнение №2
Запиши слова в два столбика:
1) одушевлённые; 2) неодушевлённые.
Определи род каждого имени существительного.
пароход, дым, капитан, море, волна, кит, шторм, чайка, айсберг, солнце, моряк, ветер, дельфин, медуза
Ответ
Одушевлённые | Неодушевлённые |
капитан (м.р.) | пароход (м.р.) |
кит (м.р.) | дым (м.р.) |
чайка (ж.р.) | море (ср.р.) |
моряк (м.р.) | волна (ж.р.) |
дельфин (м.р.) | шторм (м.р.) |
медуза (ж.р.) | айсберг (м.р.) |
солнце (ср.р.) | |
ветер (м.р.) |
Упражнение №3
Запиши два одушевлённых и два неодушевлённых существительных. Письменно поставь каждое слово в формы именительного, родительного и винительного падежей множественного числа. Обозначь окончания в словах.
Образец: книга — неодуш.
И. п. мн. ч. (есть) что? книги
Р. п. мн. ч. (нет) чего? книг
В. п. мн. ч. (вижу) что? книги
кошка — одуш.
И. п. мн. ч. (есть) кто? кошки
Р. п. мн. ч. (нет) кого? кошек
В. п. мн. ч. (вижу) кого? кошек
Понаблюдай, какие формы падежей совпадают у одушевлённых имён существительных, а какие — у неодушевлённых имён существительных.
Ответ
стол, лампа − неодуш.
И. п. мн. ч. (есть) что? столы, лампы
Р. п. мн. ч. (нет) чего? столов, ламп
В. п. мн. ч. (вижу) что? столы, лампы
мышь, птица — одуш.
И. п. мн. ч. (есть) кто? мыши, птицы
Р. п. мн. ч. (нет) кого? мышей, птиц
В. п. мн. ч. (вижу) кого? мышей, птиц
У одушевлённых имён существительных совпадают формы родительного и винительного падежей.
У неодушевлённых имён существительных совпадают формы именительного и винительного падежей.
Давай подумаем (стр.55)
Слова кукла и снеговик называют неживые предметы. Почему же Вася утверждает, что это одушевлённые имена существительные? Сравни склонение слов кукла, снеговик, автобус. Какой вывод ты можешь сделать?
(есть) И.п. кто? мн.ч. что? куклы снеговики неодуш. автобусы
(нет) Р.п. кого? мн.ч. чего? кукол снеговиков неодуш. автобусов
(вижу) В.п. кого? мн.ч. что? кукол, снеговиков, автобусы
Ответ
Во множественном числе у всех одушевлённых имён существительных форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, а у всех неодушевлённых имён существительных форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа.
Как мы видим слова кукла и снеговик склоняются как одушевлённые имена существительные, поэтому Вася сделал такой вывод.
Из этого упражнения можно сделать вывод, что понятие об одушевлённых и неодушевлённых предметах в языке и жизни не совпадает.
Стр. 56
Упражнение №4
Прочитай текст. Найди три одушевлённых и три неодушевлённых существительных и запиши их в начальной форме. Определи род и склонение этих слов. Выпиши выделенное предложение, подчеркни все члены предложения.
Ласточки−береговушки — удивительные птицы. Лапками и клювиками они роют в крутом береге реки глубокие норки. Внутри устраивают гнёздышко из мягких травинок. В таком гнезде птенчикам никакой хищник не страшен. В этом я как−то и сам убедился.
(По Г. Скребицкому)
Ответ
Одуш. имена сущ.: ласточка (ж.р., 1−го скл.), птица (ж.р., 1−го скл.), птенчик (м.р., 2−го скл.).
Неодуш. имена сущ.: лапка (ж.р.,1−го скл.), гнёздышко (ср.р., 2−го скл.), травинка (ж.р., 1−го скл.).
Лапками и клювиками они роют в крутом береге реки глубокие норки.