УРОК 95

Давай подумаем

Обрати внимание на ударные и безударные окончания имён существительных 2−го склонения.
Окончания имён существительных 2−го склонения
Петя сказал, что будет проверять безударные окончания слов 2−го склонения словами слон и колесо.
Женя решила, что ей удобнее будет выучить таблицу окончаний имён существительных 2−го склонения.
Именительный падеж _‚ −о, −е
Родительный падеж −а, −я
Дательный падеж −у, −ю
Винительный падеж _, −а, −я
Творительный падеж −ом, −ем
Предложный падеж −е
Реши, каким способом будешь пользоваться ты.

Ответ

Мне больше нравится способ Пети. Потому что его методом я уже привык пользоваться при выполнении упражнений на безударные окончания существительных 1−го склонения.

Упражнение №1

Спиши, вставляя окончания имён существительных. В скобках объясняй свой выбор — это может быть или опорное слово, или указание на падеж.
Театр, у которого крыша — неб... ( ), а пол — земля, открыл сезон в конце июн... ( ). Утром выглянуло солнц... ( ) и осветило лес. Над озер... ( ) в то утр... ( ) стелился туман. Лесник наблюдал за медвед... ( ).

Ответ

Театр, у которого крыша — небо (И.п.), а пол — земля, открыл сезон в конце июня (Р.п.). Утром выглянуло солнце (И.п.) и осветило лес. Над озером (Т.п.) в то утро (В.п.) стелился туман. Лесник наблюдал за медведем (Т.п.).

Упражнение №2

Выпиши словосочетания, в которых пропущено окончание −е.
сидеть на стул..., подойти к шалаш..., выехать из город..., увидеть дерев..., встретиться в город..., заботиться о картофел.., купаться в озер.., нашёл на дерев.., любоваться яблок..., думать о ландыш.., ехать в вагон...

Ответ

Словосочетания, в которых пропущено окончание −е:
сидеть на стуле, встретиться в городе, заботиться о картофеле, купаться в озере, нашёл на дереве, думать о ландыше, ехать в вагоне
Проверим себя:
сидеть на стуле, подойти к шалашу, выехать из города, увидеть дерево, встретиться в городе, заботиться о картофеле, купаться в озере, нашёл на дереве, любоваться яблоком, думать о ландыше, ехать в вагоне

Упражнение №3

Прочитай. Устно объясни написание выделенных букв. Приготовься к письму под диктовку.
Раннее утро. Солнце только что поднялось из−за верхушек соснового бора и осветило просторное моховое болото. По краям оно поросло частым березняком. Кое−где темнеют одиночные молодые сосенки.

Ответ

Раннее утро (колесо́). Солнце (солнышко) только что поднялось (подня́ться) из−за верхушек (верх) соснового (со́сны) бора (колеса́) и осветило (приставка о−) просторное моховое болото (словарное слово, колесо́). По краям (край) оно поросло (приставка по−) частым березняком (словарное слово, берёза, березня́к). Кое−где темнеют (тёмный) одиночные молодые (мо́лодость, моло́денький) сосенки (словарное слово).

Упражнение №4

Спиши пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы.
Б...ётся как рыба об лёд.
Не р...згрызёшь ореха — ядра не с...ешь.
Б...льшому к...раблю — б...льшое плаванье.
Не стыдись г...ворить, если правду хочешь об...явить.
Всяк ч...ловек св...его счаст...я кузнец.

Ответ

Бьётся как рыба об лёд.
Не разгрызёшь ореха — ядра не съешь.
Большому кораблю — большое плаванье.
Не стыдись говорить, если правду хочешь объявить.
Всяк человек своего счастья кузнец.