УРОК 89

Давай подумаем (стр.41)

Как определить склонение имени существительного, если оно стоит не в форме именительного падежа?
Попробуй определить склонение выделенных слов.
прогноз погоды, увидел медведя

Ответ

Чтобы определить склонение имени существительного, если оно стоит в форме косвенного падежа, нужно поставить слово в начальную форму, то есть в форму именительного падежа единственного числа.
прогноз погоды,
И.п., ед.ч. − погода (1−е скл.)
увидел медведя
И.п., ед.ч. − медведь (2−е скл.)

Стр. 41

Упражнение №1

Определи падеж и склонение выделенных имён существительных.
Образец: ведро (для чего?) для воды (Р. п.) — (что?) вода (ж. р., 1−е скл.)
угостил конфетой, иду с другом, стакан молока, сюрприз для мамы, встречались у площади, растёт около реки, выполнить без помощи взрослых

Ответ

Угостил (чем?) конфетой (Т.п., ж.р., 1−го скл.), иду (с кем?) с другом (Т.п., м.р., 2−го скл.), стакан молока, сюрприз (для кого?) для мамы (Р.п., ж.р., 1−го скл.), встречались (у чего?) у площади (Р.п., ж.р., 3−го скл.), растёт (около чего?) около реки (Р.п., ж.р., 1−го скл.), выполнить (без чего?) без помощи (Р.п., ж.р., 3−го скл.) взрослых.

Давай подумаем (стр.42)

Даны имена существительные в форме дательного падежа множественного числа: (радуюсь) чему? озёрам, дорогам. Мы видим, что у этих слов одинаковые окончания (−ам). Можно ли сказать, что эти слова одного склонения?

Ответ

Нет, эти слова разных склонений.
Склонения мы определяем по форме ед.ч., а не мн.ч.
озёрам − озёра − озеро (2−го скл.)
дорогам − дороги − дорога (1−го скл.)

Стр. 42-43

Упражнение №2

Определи склонение имён существительных. Поставь их сначала в форму именительного падежа множественного числа, а затем в форму родительного падежа множественного числа. Обозначь окончания в словах.
Образец: комар (И.п., ед.ч., 2−е скл.) — комары (И.п., мн.ч.) — (нет) кого? комаров (Р.п., мн.ч.).
коза, куст, площадь, лес, собака, волк, тетрадь

Ответ

коза (И.п., ед.ч., 1−е скл.) — козы (И.п., мн.ч.) — (нет) кого? коз (Р.п., мн.ч.)
куст (И.п., ед.ч., 2−е скл.) — кусты (И.п., мн.ч.) — (нет) чего? кустов (Р.п., мн.ч.)
площадь (И.п., ед.ч., 3−е скл.) — площади (И.п., мн.ч.) — (нет) чего? площадей (Р.п., мн.ч.)
лес (И.п., ед.ч., 2−е скл.) — леса (И.п., мн.ч.) — (нет) чего? лесов (Р.п., мн.ч.)
собака (И.п., ед.ч., 1−е скл.) — собаки (И.п., мн.ч.) — (нет) кого? собак (Р.п., мн.ч.)
волк (И.п., ед.ч., 2−е скл.) — волки (И.п., мн.ч.) — (нет) кого? волков (Р.п., мн.ч.)
тетрадь (И.п., ед.ч., 3−е скл.) — тетради (И.п., мн.ч.) — (нет) чего? тетрадей (Р.п., мн.ч.).

Упражнение №3

Спиши. Определи склонение имён существительных.
в снегах, на столах, о мышах, в городах, в сёлах, в облаках, о выставках

Ответ

В снегах (2−го скл.), на столах (2−го скл.), о мышах (3−го скл.), в городах (2−го скл.), в сёлах (2−го скл.), в облаках (2−го скл.), о выставках (1−го скл.).

Упражнение №4

Спиши текст. Определи падеж, род и склонение выделенных имён существительных. Обозначь окончания в словах.
Образец: на столбе (П.п.) (столб, м. р., 2−е скл.).
Уличный фонарь
На столбе висел уличный фонарь. Раскачиваясь на ветру, фонарь освещал тротуар, телефонную будку на углу дома и кусты сирени. Летом под его колпаком плясали ночные бабочки, а зимой мелькали снежинки.
Люди привыкли к фонарю и не замечали его до тех пор, пока он не погас.
(Т. Белозёров)

Ответ

         Уличный фонарь
  На столбе висел уличный фонарь (И.п., м.р., 2−го скл.). Раскачиваясь на ветру, фонарь освещал тротуар (В.п., м.р., 2−го скл.), телефонную будку (В.п., ж.р., 1−го скл.) на углу дома и кусты (В.п., м.р., 2−го скл.) сирени. Летом под его колпаком (Т.п., м.р., 2−го скл.) плясали ночные бабочки (И.п., ж.р., 1−го скл.), а зимой мелькали снежинки (И.п., ж.р., 1−го скл.).
   Люди привыкли к фонарю (Д.п., м.р., 2−го скл.) и не замечали его до тех пор, пока он не погас.