УРОК 104. Вспомни изученное

Вспомни, какими способами можно проверить безударные окончания существительных 1−го и 2−го склонения.

Ответ

Для проверки безударных окончаний существительных 1−го и 2−го склонения есть два способа:
1. подобрать опорное слово, то есть проверить словами того же склонения, но с ударным окончанием;
2. выучить окончания слов данного склонения по падежам.

Давай подумаем

Можно ли воспользоваться уже известными тебе двумя способами проверки безударных окончаний и при написании окончаний имён существительных 3−го склонения?
Окончания имён существительных 3−го склонения
Петя решил проверять безударные окончания имён существительных 3−го склонения по окончаниям слова рожь.
Женя составила таблицу окончаний и решила её выучить.
Именительный падеж −_
Родительный падеж −и
Дательный падеж −и
Винительный падеж −_
Творительный падеж −ю
Предложный падеж −и
Как будешь действовать ты?

Ответ

При написании окончаний имён существительных 3−го склонения можно воспользоваться уже известными мне двумя способами проверки.
Мне больше нравится способ проверки Пети.

Упражнение №1

Объясни написание выделенных окончаний.
Витя стремится к своей цели. Новый год принёс много радости. Маме пришло письмо из Орловской области. Бабушка часто рассказывает внуку о своей жизни.

Ответ

Слова, с выделенными окончаниями, относятся к 3−му склонению, для проверки подберём опорное слово.
Витя стремится к своей цели (ржи). Новый год принёс много радости (ржи). Маме пришло письмо из Орловской области (ржи). Бабушка часто рассказывает внуку о своей жизни (ржи).

Упражнение №2

Спиши, вставляя пропущенные окончания. В скобках докажи правильность выбора окончаний. Объясни написание выделенных букв.
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осен... ( ). В такую пору нет большей радост... ( ), чем надеть тёплую куртку и отправиться в лес. Природа как будто задумалась, будто ждёт прихода зимы, ждёт, когда мягкие хлопья снега укроют всю землю.

Ответ

Лес уже сбросил (правописание приставки) листву (лист). Дни наступили (правописание приставки) пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней (опоздать) осен... (3−е скл, Р.п.). В такую пору нет большей радости (3−е скл., Р.п.), чем надеть тёплую куртку и отправиться в лес. Природа как будто задумалась (правописание приставки), будто ждёт прихода зимы (зимний), ждёт, когда мягкие (мягок) хлопья (разделительный ь) снега укроют всю землю.

Упражнение №3

Выпиши только те словосочетания, в которых пропущено окончание −и.
заметка о молодёж.., добавить сол.., были на прогулк.., построиться на площад..., сидеть на скамейк.., лежать в кроват..., найти в портфел..., подойти к двер...
Проверь себя: не надо выписывать три словосочетания.

Ответ

Словосочетания, в которых пропущено окончание −и:
заметка о молодёжи, добавить соли, построиться на площади, лежать в кровати, подойти к двери
Не выпишем словосочетания:
были на прогулке, сидеть на скамейке, найти в портфеле

Упражнение №4

Прочитай стихотворение. Выпиши слова с пропущенными буквами. Какие орфограммы тебе необходимо вспомнить для правильной записи слов?

Мы спр..сили у Всезнайк..
— Где з..мует наше лет..?
Лет... в трусиках и майк..,
Где з..мует, отв..чай!
— Ну, конечно, в жаркой печк..
Лет.. красное з..мует,
И п..ёт, и в ус не дует,
Варит кашу, греет чай!
С ним играют в этой печк..
Огненные человечки,
Подойдите, п..гл..дите:
Я ошибся или нет?
Только нос не обожгите!
Только нос не обожгите!
Только нос не обожгите,
Пров..ряя мой ответ!
(Н. Байрамов)

Ответ

Нужно вспомнить орфограммы:
1. безударные гласные в корне;
2. безударные окончания;
3. правописание приставок.
Слова с пропущенными буквами:
спросили, у Всезнайки, зимует, лето, майке, отвечай, в печке, поёт, поглядите, проверяя.