УРОК 78
Стр. 10
Упражнение №1
Прочитай предложения. На месте пропусков ставь слово река в нужной падежной форме.
Почти каждая ... начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ... . Начало ... называется истоком. То место, где ... впадает в море, озеро или другую ... , называется устьем.
Слова для справок: река, реки, реке, реку, рекой.
Ответ
Почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в реку. Начало реки называется истоком. То место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называется устьем.
Давай подумаем (стр.10)
1. Почему каждый пропуск слова в упражнении 1 требует определённой формы? Можно ли одну форму заменить другой, не меняя предложения?
Ответ
Только в форме нужного падежа имена существительные могут войти в состав предложения, чтобы оно было связным. Поэтому заменить одну форму другой, не меняя предложения, нельзя.
2. Рассмотри таблицу. На какие вопросы отвечают слова, стоящие в форме каждого падежа? Подумай, к каким словам мы будем задавать вопросы кто? кого? кому? кем? о ком?, к каким словам — что? чего? чему? чем? о чём?
Падежи имён существительных
Падеж | Вспомогательное слово | Падежный вопрос | Примеры |
Именительный | есть | кто? что? | лес, дело, сестра |
Родительный | нет | кого? чего? | леса, дела, сестры |
Дательный | рад | кому? чему? | лесу, делу, сестре |
Винительный | вижу | кого? что? | лес, дело, сестру |
Творительный | любуюсь | кем? чем? | лесом, делом, сестрой |
Предложный | говорю | о ком? о чём? | о лесе, о деле, о сестре |
Ответ
Вопросы кто? кого? кому? кем? о ком? мы будем задавать к одушевлённым предметам (людям и животным), а что? чего? чему? чем? о чём? − к неодушевлённым (ко всем остальным словам).
Падеж | Примеры |
Именительный | (что?) лес, дело; (кто?) сестра |
Родительный | (чего?) леса, дела; (кого?) сестры |
Дательный | (чему?) лесу, делу; (кому?) сестре |
Винительный | (что?) лес, дело; (кого?) сестру |
Творительный | (чем?) лесом, делом; (кем?) сестрой |
Предложный | (о чём?) о лесе, о деле; (о ком?) о сестре |
Стр. 12-14
Упражнение №2
Спиши, задай к выделенным словам падежные вопросы, определи падеж этих слов, обозначь в них окончания. Не забывай пользоваться таблицей.
Образец: играл на скрипке — играл (на чём?) на скрипке (П. п.)
пишу карандашом, книга сестры, звоню бабушке, урок математики, читаю журнал, радуюсь солнцу, горжусь другом
Ответ
пишу (чем?) карандашом (Т.п.),
книга (кого?) сестры (Р.п.),
звоню (кому) бабушке (Д.п.),
урок (чего?) математики (Р.п.),
читаю (что?) журнал (В.п.),
радуюсь (чему?) солнцу (Д.п.),
горжусь (кем?) другом (Т.п.)
Упражнение №3
К именам существительным в предложении можно задать два вопроса: падежный и как к члену предложения. Прочитай предложения и определи, где какой вопрос.
Птенец выпал (откуда? из чего?) из гнезда.
Мальчик побледнел (по какой причине? от чего?) от испуга.
Вскоре мы добрались (куда? до чего?) до берега.
Поезд отъезжал (откуда? от чего?) от перрона.
Начался урок (какой? чего?) пения.
Ответ
Птенец выпал (откуда?) из гнезда.
Мальчик побледнел (по какой причине?) от испуга.
Вскоре мы добрались (куда?) до берега.
Поезд отъезжал (откуда?) от перрона.
Начался урок (какой?) пения.
Упражнение №4
Спиши текст и определи падеж выделенных слов.
Бродячий кот
Я сошёл с теплохода поздно вечером и остался ночевать на причале. Проснулся я от тяжести: на груди у меня лежал большой тёмный кот и мурлыкал. Я столкнул его. Кот снова прыгнул на лавку, уткнулся мне мордой в подбородок и замурлыкал. Кот жаловался мне на злых деревенских собак, на равнодушных людей, на холод и одиночество.
Я лежал и слушал. А рядом плескалась сонная река.
(По Т. Белозёрову)
Ответ
Бродячий кот
Я сошёл с теплохода (Р.п.) поздно вечером и остался ночевать на причале (П.п.). Проснулся я от тяжести: на груди (П.п.) у меня лежал большой тёмный кот и мурлыкал. Я столкнул его. Кот снова прыгнул на лавку (В.п.), уткнулся мне мордой в подбородок и замурлыкал. Кот жаловался мне на злых деревенских собак (В.п.), на равнодушных людей, на холод (В.п.) и одиночество.
Я лежал и слушал. А рядом плескалась сонная река.