УРОК 106

Упражнение №1

Прочитай текст. Как ты думаешь, это рассказ, былина, сказка или басня? Почему? Чем басня отличается от сказки или рассказа?
Чему учит эта басня, что высмеивает? Ответь на эти вопросы письменно.

Хочу бодаться
Это был ужасно приставучий Козлёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:
— Хочу бодаться! Давай бодаться!..
— Отстань от меня! — сказал Индюк и важно отошёл в сторону.
— Давай бодаться! — пристал Козлёнок к Поросёнку.
— Отвяжись! — ответил Поросёнок и зарылся пятачком в землю.
Подбежал Козлёнок к старой Овце:
— Давай бодаться!
— Отойди от меня! — попросила Овца. — Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться.
— А я хочу! Давай пободаемся!
Промолчала Овца и сама отошла в сторону.
Увидел Козлёнок Щенка.
—А ну! Давай бодаться!
— Давай! — обрадовался Щенок и больно укусил Козлёнка за ногу.
— Постой! — заплакал Козлёнок. — Я хочу бодаться, а ты что делаешь?
— А я хочу кусаться! — ответил Щенок и ещё раз укусил Козлёнка.
(С. Михалков)

Ответ

Я думаю, что это басня, потому что данный текст соответствует именно этому жанру литературы. Басня − это короткий рассказ, в конце или в начале которого содержится краткое нравоучительное заключение — мораль.
Басня отличается от сказки тем, что в ней описан всего лишь эпизод из жизни героя или героев, а в сказке описывается довольно долгий период с разнообразными событиями. От рассказа же басню отличает обязательное наличие в ней морали.
Данная в упражнении басня учит тому, что нужно уметь прислушиваться к желаниям и мнению окружающих и быть тактичным, а не идти на поводу своих желаний. Если каждый будет делать то, что хочет, не считаясь с остальными это будет плохо для всех. А высмеивается в басне упрямство, неуместная настойчивость.

Упражнение №2

Прочитай текст, а после него — изложение, которое получилось у Ромы.
Австралийский кенгуру не умеет бегать, как другие четвероногие. Кенгуру скачет большими прыжками на двух длинных задних ногах, а короткие передние лапы прижаты к груди.
Большой хвост помогает этому прыгуну сохранять в прыжке равновесие, чтобы, приземляясь, не упасть, не ткнуться носом. Сядет кенгуру отдохнуть или поесть, опять хвост при деле — животное на него опирается. А если нападут дикие собаки динго, кенгуру сумеет их лягнуть так, что худо им придётся. Обопрётся на хвост и ударит задней ногой.
(По А. Дитриху, Г. Юрмину)
Вот так хвост!
Кенгуру живёт в Австралии. Он не умеет бегать, зато прыгает ого−го как! Кенгуру скачет на длинных задних ножищах, а малюсенькие передние лапульки прижимает к груди.
Самое интересное, что хвост кенгуру — первый помощник. Он помогает животному не пропахать носом землю. Кенгуру использует его как стол или кресло. А если на бедненького кенгуру нападут дикие собаки динго, то кенгуру как ударит их задними ногами. Собачки и убегут. Вот так хвост!
Когда в классе читали изложение Ромы, то ребята весело смеялись. Учительница сказала, что изложение интересное, яркое, но в нём есть кое−какие недочёты. Найди их и исправь изложение Ромы.

Ответ

Изложение Ромы написано очень эмоционально и с использованием разговорной речи, что не соответствует стилистике пересказываемого текста.
Исправим изложение Ромы:
Кенгуру живёт в Австралии. Он не умеет бегать, а скачет на длинных задних ногах, а маленькие передние лапы прижимает к груди.
Самое интересное, что хвост кенгуру — первый помощник. Он помогает животному сохранять равновесие в прыжке и при приземлении. Кенгуру использует его как опору, когда садится поесть или отдохнуть. А если на кенгуру нападут дикие собаки динго, то он ударит их задними ногами так, что плохо им придётся.