УРОК 87

Давай подумаем (стр.35)

Рассмотри таблицу на странице 36. Существительные при изменении по падежам могут иметь окончания либо как в первом, либо как во втором, либо как в третьем столбике таблицы.
Запиши слова в три столбика в зависимости от того, как изменяются их падежные окончания.
окно, дядя, лошадь, конь, сосна, цепь, поле
Определи род существительных в каждом столбике и обозначь окончания.

Ответ

дядя (м.р.)  окно (ср.р.)  лошадь (ж.р.)
сосна (ж.р.)  конь (м.р.)  цепь (ж.р.)
  поле (ср.р.)  


Стр. 37

Упражнение №1

Выпиши имена существительные 1−го склонения и обозначь окончания.
стена, утюг, сестра, осень, Коля, стол, мастер, Светлана, озеро, мышь, деревня, кот, башня, стекло, форма, среда, неделя, воскресенье
Проверь себя: надо выписать девять слов.

Ответ

Существительные 1−го склонения:
(1) стена, (2) сестра, (3) Коля, (4) Светлана, (5) деревня, (6) башня, (7) форма, (8) среда, (9) неделя

Стр. 37

Упражнение №2

Запиши имена существительные 1−го и 2−го склонения в два столбика и обозначь их окончания.
капуста, гнездо, декабрь, плечо, ребёнок, рыба, бой, дедушка, свет, кастрюля, лебедь, юноша, солнце

Ответ

1−го скл.  2−го скл
капуста гнездо
рыба декабрь
дедушка плечо
кастрюля ребёнок
юноша бой
  свет
  лебедь
  солнце

Стр. 37

Упражнение №3

Выпиши из предложений имена существительные 3−го склонения и обозначь их окончания.
Полярная ночь длится несколько месяцев.
Красная площадь — сердце Москвы.
Пёстрая бабочка села на мою ладонь
На войне дедушка получил медаль «За отвагу».
За окном свирепствует февральская метель.
На огороде поспели фасоль и горох.

Ответ

Существительные 3−го склонения:
ночь, площадь, ладонь, медаль, метель, фасоль

Давай подумаем (стр.38)

Саша записал две группы слов: 1) слова 2−го склонения; 2) слова 3−го склонения.
Проверь, нет ли ошибок в его работе.
1) конь, зверь, огонь, часть, медведь, пень, шинель, картофель
2) лошадь, скорость, боль, мысль, шампунь, лень, обувь, июль

Ответ

Саша допустил ошибки в работе.
Слова часть и шинель относятся к 3−му скл., а шампунь и июль − ко 2−му скл.
Должно быть:
1) конь, зверь, огонь, медведь, пень, картофель, июль, шампунь;
2) лошадь, скорость, боль, мысль, лень, обувь, часть, шинель.

Упражнение №4

Подбери и запиши по два существительных мужского рода 1−го и 2−го склонения и по четыре существительных женского рода 1−го и 3−го склонения.

Ответ

М.р., 1−е скл.: дедушка, дядя.
М.р., 2−е скл.: брат, стул.
Ж.р., 1−е скл.: мама, сестра, гора, тётя.
Ж.р., 3−е скл.: мебель, тетрадь, ночь, дочь.

Стр. 38

Упражнение №5

Рассмотри схемы слов. Можно ли сразу определить, какого рода будут соответствующие им слова? Подбери и запиши по три примера к каждой схеме.

Ответ

Род слов по схемам можно определить сразу. В первой схеме слова мужского рода, а ко второй − женского.

руль  дичь
бемоль  роль
кроль  моль