УРОК 138

Давай подумаем

Прочитай пары предложений.
1. Юля сажает цветы. Она помогает бабушке.
2. Ласточка прилетела с юга. Она строит дом для птенцов
О ком говорится в первом предложении каждой пары? О ком говорится во втором предложении? Выпиши в тетрадь слова, которые указывают на того, о ком говорится во втором предложении. Можно ли сказать, что эти слова называют того, о ком говорится в первом предложении?

Ответ

В первом предложении каждой пары говорится о том, кто совершает действие. Во втором предложении каждой пары говорится о них же, только слова Юля и ласточка заменены местоимением она.

Упражнение №1

Выпиши из текста слова, которые указывают на того, о ком говорится в предложении.
Я спросил друга: «Что ты думаешь делать в воскресенье?» Он ответил, что пойдёт на стадион. Мы давно собирались покататься на коньках. На каток мы пригласили друзей. Они тоже пойдут на стадион и будут играть в хоккей.

Ответ

Слова, которые указывают на того, о ком говорится в предложении:
я, ты, он, мы, они

Упражнение №2

Прочитай предложения. Найди местоимения. Определи, на какой предмет или признак указывают местоимения.
Ученик вышел к доске. Он хорошо подготовился к ответу.
У дороги росли липы. Они были посажены много лет назад.
К вечеру начался проливной дождь. Такого дождя давно не было в мае.
Кошка была рыжая и пушистая У неё родились такие же котята.

Ответ

Ученик вышел к доске. Он (ученик) хорошо подготовился к ответу.
У дороги росли липы. Они (липы) были посажены много лет назад.
К вечеру начался проливной дождь. Такого (проливного) дождя давно не было в мае.
Кошка была рыжая и пушистая У неё (у кошки) родились такие же котята.

Упражнение №3

Прочитай предложения. Найди и выпиши местоимения−существительные и местоимения−прилагательные, в скобках запиши вопросы.
1. Немного подумав, он решил задачу.
2. Мы всей семьёй в этом году отдыхали на море.
3. Они решили помочь своим друзьям.
4. Вы примете участие в спортивных соревнованиях?
5. Я очень люблю сказки. А ты?
Проверь себя: надо выписать шесть местоимений−существительных и три местоимения−прилагательных.

Ответ

Местоимения−существительные: (1) он, (2) мы, (3) они, (4) вы, (5) я, (6) ты.
Местоимения−прилагательные: (1) всей, (2) этом, (3) своим.

Упражнение №4

Прочитай текст. Найди местоимения и запиши их в тетрадь.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.
(М. Пришвин)

Ответ

Местоимения:
мы, (у) нас, весь, это, все, я, весь, я, я, он, всё, (у) нас, мы, я, свои, (от) этого