УРОК 140

Упражнение №1

Прочитай пары предложений. Выпиши слово, которое заменено во втором предложении местоимением, и само местоимение.
Образец. Котята играли на лугу. Вдруг они увидели серого воробья.
(кто?) котята — (кто?) они
1. Мама — самый светлый, самый дорогой для меня человек. Она учит меня добру.
2. У школы растут красивые берёзы. Они широко раскинули свои ветви.
3. Посадили мы в саду ясень. Он стоял на тонкой ножке и заглядывал в окошки.
4. Детёныши росомахи были толстые, неуклюжие. Они были похожи не то на щенят, не то на медвежат.
5. Наступила солнечная погода. Такую погоду я люблю.

Ответ

1. Мама — самый светлый, самый дорогой для меня человек. Она учит меня добру.
(кто?) мама — (кто?) она
2. У школы растут красивые берёзы. Они широко раскинули свои ветви.
(что?) берёзы — (что?) они
3. Посадили мы в саду ясень. Он стоял на тонкой ножке и заглядывал в окошки.
(что?) ясень — (что?) он
4. Детёныши росомахи были толстые, неуклюжие. Они были похожи не то на щенят, не то на медвежат.
(кто?) детёныши — (кто?) они
5. Наступила солнечная погода. Такую погоду я люблю.
(какая?) солнечная — (какую?) такую

Упражнение №2

Прочитай текст. Устно найди предложения, которые связаны с предыдущим с помощью местоимений. Запиши в тетрадь местоимение и слово, которое оно заменяет.
По небу плыли серые тучи. Они цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.
Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Оно накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Они оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.

Ответ

Предложения, которые связаны с предыдущим с помощью местоимений:
Они цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.
Оно накатывало на отлогий берег волну за волной.
Они оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.
Местоимения и слова, которые они заменяют:
тучи − они
озеро − оно
волны − они

Упражнение №3

Текст рассыпался. Собери его и объясни, что тебе помогло в этом.
Медвежата рады теплу. Вышла она из берлоги. Весело малышам. Пригрело весеннее солнце. Они были маленькие. Проснулась медведица. За ней выбежали медвежата.

Ответ

Местоимения помогли собрать текст.
Пригрело весеннее солнце. Проснулась медведица. Вышла она из берлоги. За ней выбежали медвежата. Они были маленькие. Весело малышам. Медвежата рады теплу.

Упражнение №4

Прочитай текст. Найди местоимения, которые называют того, кто говорит, того, кто слушает, того, о ком говорят. Начерти таблицу в тетради и заполни её.
— Я тебе уже много раз говорил, что заниматься русским языком очень интересно.
— Это я знаю, но ты пишешь без ошибок, а я часто ошибаюсь
— Тогда тебе надо больше заниматься, как, например, занимается Лена.
— Она занимается столько же, сколько и я, просто вы с Леной понимаете, а я нет.
— Давай мы тебе поможем.
— Спасибо. Я буду очень рад. Ведь и я люблю русский язык, особенно когда на уроках «Как устроен наш язык» мы спорим, кто из ребят правильно выполнил задание.
— Мне тоже нравится эта рубрика. Она заставляет думать.

Тот, кто говорит Тот, кто слушает Тот, о ком говорят

Ответ

Тот, кто говорит  Тот, кто слушает  Тот, о ком говорят
я тебе она
мы ты  
мне вы  


Упражнение №5

Прочитай. Выпиши только личные местоимения.
я, весь, мы, всякий, ты, каждый, вы, самый, он, сам, она, иной, оно, любой, они

Ответ

Личные местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.