УРОК 102. Вспомни изученное

Упражнение №1

Запиши в тетрадь обозначения только тех частей слова, которые могут участвовать в образовании новых слов.
Назови известные тебе способы словообразования.

Ответ

Части слова, которые могут участвовать в образовании новых слов: приставка, суффикс, корень.

Способы словообразования:
1. Приставочный.
2. Суффиксальный.
3. Приставочно−суффиксальный.
4. Сложение основ.

Упражнение №1

Определи способ образования слов каждой группы.
1) неудача, невезение, неуважение
Образец: непогода — когда нет хорошей погоды.
не− + погода = непогода (приставочный)
2) грибок, дымок, лесок, мосток
Образец: дубок — маленький дуб.
дуб + −ок− = дубок (суффиксальный)
3) подстаканник, подоконник, подлокотник
Образец: подсвечник — подставка под свечу.
под− + свеча + −ник− = подсвечник (приставочно−суффиксальный)

Ответ

1. Приставочный способ.
Неудача − когда нет удачи.
не− + удача = неудача
Невезение − когда не везёт в чём−то.
не− + везение = невезение
Неуважение − когда нет уважения к кому−то.
не + уважение = неуважение

2. Суффиксальный способ.
Грибок − маленький гриб.
гриб + −ок− = грибок
Дымок − слабый дым, почти незаметный.
дым + −ок− = дымок
Лесок − небольшой или молодой лес.
лес + −ок− = лесок
Мосток − небольшой мост.
мост + −ок− = мосток

3. Приставочно−суффиксальный способ.
Подстаканник − подставка под стакан.
под− + стакан + −ник− = подстаканник
Подоконник − находит под окном.
под− + окно + −ник− = подоконник
Подлокотник − часть мебели, на которую можно положить локоть, для удобства.
под− + локоть + −ник− = подлокотник

Упражнение №2

Подумай, значения каких слов приведены в упражнении. Запиши эти слова. Определи способ их образования.
Образец. Музыкант, играющий на барабане, — барабанщик.
барабан + -щик- = барабанщик (суффиксальный)
Специальная подставка для мыла — ... .
Детёныш аиста — ... .
Человек, живущий в городе, — ... .
Маленькая частичка снега — ... .
Устройство, которое надевают на уши, чтобы послушать музыку, — ... .

Ответ

Специальная подставка для мыла — мыльница.
мыло + -ниц- = мыльница (суффиксальный)
Детёныш аиста — аистёнок.
аист + -онок- = аистёнок (суффиксальный)
Человек, живущий в городе, — горожанин.
город + -ан + -ин = горожанин (суффиксальный)
Маленькая частичка снега — снежинка.
снег + -ин- + -к- = снежинка (суффиксальный)
Устройство, которое надевают на уши, чтобы послушать музыку, — наушники.
на- + уши + -ник- = наушники (приставочно−суффиксальный)

Упражнение №3

Образуй как можно больше слов способом сложения. Выдели корни в словах, подчеркни соединительные гласные.
Образец: сам + о + летать = самолёт.

земл(я)  −е−  мерить
вод(а)  −о−  проводить
нефть    возить
газ    падать
камн(и)    
звёзд(ы)    
лист(ья)    


Назови слова, которые соответствуют схеме.

Ответ

земля + е + мерить = землемер
вода + о + мерить = водомерка
вода + о + проводить = водопровод
вода + о + возить = водовоз
вода + о + падать = водопад
нефть + е + проводить = нефтепровод
газ + о + проводить = газопровод
камни + е + падать = камнепад
звезда + о + падать = звездопад
листья + о + падать = листопад
Схеме соответствуют слова:
водопровод, нефтепровод, газопровод

Упражнение №4

Лариса записала слова в две группы:
1) слова, образованные приставочным способом;
2) слова, образованные суффиксальным способом.
Проверь, правильно ли девочка выполнила задание.
1) недруг, неправда, небеса
2) соломина, бусина, жемчужина, малина, горошина

Ответ

Лариса не правильно выполнила задание.
Слово небеса образовано суффиксальным способом:
небо + −ес− = небеса.
В слове малина нет суффикса, ин − часть корня.

Упражнение №5

Прочитай пары слов. Что надо сделать, чтобы из двух слов получилось одно?
музей дом, самолёт ковёр, кровать диван

Ответ

Чтобы из пары слов получилось одно, нужно поменять их местами и поставить между ними дефис.
дом−музей, ковёр−самолёт, диван−кровать

Упражнение №6

Запиши слова в два столбика: 1) существительные, образованные сложением целых слов без соединительных гласных; 2) существительные, образованные сложением с соединительными гласными.
вездеход, выставка−продажа, подснежник, самокат, кафе−ресторан, пароход, пришкольный
Проверь себя: два слова не надо записывать ни в один из столбиков.

Ответ

Существительные, образованные сложением целых слов без соединительных гласных  Существительные, образованные сложением с соединительными гласными
выставка−продажа  вездеход
кафе−ресторан  самокат
пароход  

Слова подснежник и пришкольный образованы приставочно−суффиксальным способом, поэтому их выписывать не надо.

Упражнение №7

Запиши слова в порядке схем.
водопад, меню, задвижка, сосед, кошечка, плащ−палатка

Ответ

Слова в порядке схем:
сосед, водопад, задвижка, меню, плащ−палатка, кошечка