УРОК 89. Давай подумаем

Вопрос №1

Прочитай стихотворение А. Барто.
Разговор с дочкой
«Мне не хватает теплоты», —
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты
И в летние денёчки?»
«Ты не поймёшь, ещё мала», —
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла!» —
И тащит одеяло.
Как ты думаешь, почему дочка не поняла маму?
Выпиши из словарика учебника то значение слова теплота, в котором оно употреблено в тексте.

Ответ:

Я думаю, дочь не поняла маму, потому что в разговоре было употреблено слово с несколькими значениями.
Слово «теплота» в тексте имеет значение ласковость, приветливость.

Упражнения

Упражнение №1

Объясни по рисункам разные значения слов корень и кисть.
ГДЗ по русскому языку, 2 класс, 2 часть, учебник, "Начальная школа 21 век", Иванов

Ответ:

Корень бывает у дерева, у зуба и в каждом слове тоже есть корень.
Кисть может означать часть руки с пальцами, так называют гроздь винограда и так же есть кисть для рисования или малярных работ, которой наносят краску.

Упражнение №2

Спиши предложения. Объясни значение слова кисть в каждом предложении.
Можно ли сказать, что у слова кисть несколько значений? Поясни ответ.
На день рождения сестра подарила мне альбом и новую кисть.
На картине кисть винограда была как настоящая.

Ответ:

На день рождения сестра подарила мне альбом и новую кисть (инструмент для рисования, которым наносят краску).
На картине кисть (гроздь) винограда была как настоящая.
По данным предложениям можно сказать, что слово кисть имеет несколько значений, значение слова определяется контекстом предложения.

Упражнение №3

Догадайся, почему названы одним и тем же словом: 1) часть дерева, часть зуба, часть слова; 2) часть руки, часть ягодного растения, инструмент маляра или художника. Если затрудняешься, выбери ответ в подсказке.

Ответ:

Эти слова названы одним словом потому, что похожи
1. по назначению;
2. по форме.

Упражнение №4

Придумай и запиши предложения со словом корень. Подсказкой тебе будут рисунки из упражнения 1.

Ответ:

У дуба очень мощный корень, он делает это дерево устойчивым в сильную непогоду.
Зуб удаляли долго, потому что у него был крепкий корень.
В каждом слове есть корень − это главная часть слова.

Упражнение №5

Прочитай стихотворение. Объясни, в каких значениях употреблено слово золотой. Если затрудняешься, обратись за помощью к толковому словарику.
Соловушка
Что ни вечер, слушаю,
Как поёт соловушка.
— Покажись, соловушка,
Золотое пёрышко!
Отвечал соловушка:
— Сам я — птица серая,
Птица неприметная,
Голос — золотой!
(Я. Райнис)

Ответ:

Золотое пёрышко − жёлтое.
Золотой голос − уникальный, неповторимый.