УРОК 94. Упражнения

Упражнение №1

Прочитай предложения. Может ли такое быть? Когда? Закончи предложения. Укажи многозначные слова и определи, в каком значении они использованы.
Класс рассмеялся ... .
Чайник закипел ... .
Зрительный зал зааплодировал ... .
Детский сад пошёл купаться ... .
Съел полную ложку ... .
Съел целую вазу ... .

Ответ:

Класс рассмеялся дружно.
Чайник закипел быстро.
Зрительный зал зааплодировал громко.
Детский сад пошёл купаться на реку.
Съел полную ложку варенья.
Съел целую вазу конфет.
Такое может быть, когда слова употреблены в переносном значении.

Многозначные слова: класс (ученики), чайник (вода в чайнике), зрительный зал (зрители), детский сад (дети), полную (целую), целую (всю) употреблены в переносном значении.

Упражнение №2

Прочитай и спиши тексты. Определи значения слова гром в первом и втором текстах. Докажи, что слово гром — многозначное.
1. Утро пришло, как всегда, безоблачное. Но часам к десяти на западе громыхнул и рассыпался по полям первый гром. (К. Паустовский)
2. И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба... (Н. Гоголь)

Ответ:

1. Утро пришло, как всегда, безоблачное. Но часам к десяти на западе громыхнул и рассыпался по полям первый гром (природное явление). (К. Паустовский)
2. И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром (что−то громкое, шумное) украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба... (Н. Гоголь)
• Слово гром многозначное, потому что на примере данных текстов мы видим, что у него, в зависимости от контекста, может быть два значения.

Давай подумаем

Вопрос №1

А можно ли было отдельно, вне текстов упражнения 2, определить, о каком значении слова гром идёт речь? Проверь себя: знаешь ли ты, что имеется в виду, когда слово произносится вне текста — отдельно, например ветка или золотой? Догадайся, что необходимо для того, чтобы стало ясно значение многозначного слова.

Ответ:

Вне текста или словосочетания определить какое значение многозначного слова имеет ввиду нельзя.
Чтобы определить, что имеется в виду, когда произносится слово ветка или золотой, нужно чтобы это слово употреблялось в словосочетании или предложении.

Упражнение №3

Прочитай текст. Спиши вторую часть текста. Почему автор говорит о снеге как о стеклянном дожде? Чем дождь похож на стекло? Объясни переносное значение слова стеклянный в тексте.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег.
Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.
(К. Паустовский)

Употреби слово стеклянный в прямом значении, составив с ним предложение.

Ответ:

Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.
Автор говорит о снеге как о стеклянном дожде, потому что снежинки сверкают на свету будто осколки стекла. Слово стеклянный в тексте означает сверкающий, прозрачный.
В прямом значении слово стеклянный означает сделанный из стекла.

• У нас на кухне стоит большой круглый стеклянный стол.

Упражнение №4

Прочитай стихотворение. Пользуясь толковым словариком учебника, объясни значения выделенных слов другими, близкими по значению словами.
Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь —
С головой в неё уйдёшь.
Ставит счётчики монтёр.
Ставит фильмы режиссёр.
Снял он сказку «Колобок»,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги.
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончился рассказ,
Ставить точку самый раз.
(Г. Демыкина)

Ответ:

Пять рабочих ставят (строят) дом.
Ставит (производит) опыт агроном.
Он растит такую рожь —
С головой в неё уйдёшь.
Ставит (устанавливает) счётчики монтёр.
Ставит (снимает) фильмы режиссёр.
Снял он сказку «Колобок»,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит (делает тесто на пироги) пироги.
Подойди и помоги.
А диагноз ставит (определяет) врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончился рассказ,
Ставить (писать) точку самый раз.