УРОК 83. Давай подумаем (стр.14)

Вопрос №1

Подумай, почему маленькие дети иногда говорят так:
«кусарики» (вместо сухарики);
«мокресс» (вместо компресс);
«колоток» (вместо молоток);
«песковатор» (вместо экскаватор).
Можно ли такие «детские слова» назвать настоящими словами? Объясни ответ.

Ответ:

Дети так говорят, потому что «подстраивают» слово под то, что видят. Молотком колотят, поэтому «колоток»; компресс мокрый, поэтому «мокресс»; сухарики кусают, поэтому «кусарики»; экскаватор копает песок, поэтому «песковатор».
Такие детские слова нельзя назвать настоящими, потому что они не являются общепринятыми и не будут понятны всем.

Упражнения

Упражнение №1

Прочитай слова. Можно ли объяснить значение слова, зная, из каких частей оно состоит и какое значение имеют эти части? Запиши объяснение по образцу.
Образец. Подснежник — то, что ... .
подснежник, подсвечник, подберёзовик, подосиновик, ельник, голубика, сороконожка

Ответ:

Я считаю, что можно объяснить значение слова, если мы знаем, из каких частей оно состоит и какое значение имеют эти части.
Подснежник — то, что появляется из−под снега.
Подсвечник — то, что используется под свечи.
Подберёзовик — то, что растёт под берёзой.
Подосиновик — то, что растёт под осиной.
Ельник — то, что состоит из елей.
Голубика — то, что имеет голубой цвет.
Сороконожка — тот, кто имеет сорок ног.

Упражнение №2

Прочитай предложения. Одинаково ли значение слов, данных в скобках? Спиши, выбрав нужные слова. Объясни свой выбор. Устно составь предложения с остальными словами.
1) Мой папа знает (грецкий, греческий) язык.
2) В новой квартире просторная и светлая (гостиная, гостиница).
3) Мама купила моё любимое (сливовое, сливочное) мороженое.
4) Я люблю смотреть, как крутится и переливается (волчок, волчонок).

Ответ:

Значение слов, данных в скобках, не одинаково. Не все слова сочетаются между собой и подходят для предложений.
1) Мой папа знает греческий язык. (Во дворе нашего дома растёт грецкий орех.)
2) В новой квартире просторная и светлая гостиная. (На берегу моря стоит прекрасная гостиница.)
3) Мама купила моё любимое сливочное мороженое. (Бабушка сварила сливовое варенье.)
4) Я люблю смотреть, как крутится и переливается волчок. (В лесу леснику попался на тропе маленький волчонок.)

Давай подумаем (стр.16)

Вопрос №2

Мы говорим воздушный шар, но не можем сказать «воздушный телефон»; мы говорим новый телефон, но не можем сказать «новый воздух». Как ты думаешь, почему?

Ответ:

Мы не можем сказать «воздушный телефон» или «новый воздух», потому что не все слова сочетаются между собой. Шар может быть воздушным, так как он наполнен воздухом, а телефон не может быть из воздуха. Так же как и телефон может быть новым, а воздух − нет.

Упражнение №3

Выбери из скобок подходящие по смыслу слова. Объясни свой выбор. Запиши сочетания слов:
включить (костёр, телевизор, свечку);
цветок (душевный, душистый, душный);
свитер (пушистый, пушной, пушечный);
ветка (еловая, ёлочная).

С лишними словами составь и запиши сочетания слов так, чтобы они обозначали:
1) начало действия;
2) качество человека;
3) зверя с длинной шерстью;
4) украшение для новогодней ёлки.

Ответ:

Выбираем слова так, чтобы они сочетались друг с другом.
включить телевизор;
цветок душистый;
свитер пушистый;
ветка еловая.

1) начало действия − зажечь свечку;
2) качество человека − душевный человек;
3) зверя с длинной шерстью − пушной зверь;
4) украшение для новогодней ёлки − ёлочная игрушка.

Упражнение №4

В предложениях неверно употреблены выделенные слова. Исправь ошибки. Запиши правильные предложения, используя слова для справок.
1) Путь к озеру был длинный. 2) Это может причинить радость. 3) Вперёд подумай, потом отвечай. 4) Проступок, которым можно гордиться. 5) Имя города — Псков. 6) Мы покупали еду для птиц.
Слова для справок: горе, поступок, долгий, сначала, корм, название.

Ответ:

1) Путь к озеру был долгий. 2) Это может причинить горе. 3) Сначала подумай, потом отвечай. 4) Поступок, которым можно гордиться. 5) Название города — Псков. 6) Мы покупали корм для птиц.