УРОК 129. Давай подумаем (стр.102)
Вопрос №1
Прочитай текст.
Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
— Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как−то странно вертеться.
— Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету...
(К. Чуковский)
Как ты думаешь, почему Светлана не увидела лета? Подумай, что означает выражение оглянуться не успеешь. Можно ли его заменить одним словом? Каким?
Ответ:
Светлана не увидела лета, потому что восприняла мамин ответ буквально, а он имел переносный смысл. Выражение оглянуться не успеешь означает скоро, очень быстро. Его можно заменить словами быстро, скоро.
Упражнения
Упражнение №1
Прочитай устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Знакомы ли они тебе? Объясни значение каждого фразеологизма одним словом.
Зарубить на носу; только пятки засверкали; как снег на голову.
Ответ:
Мне знакомы данные фразеологизмы.
Зарубить на носу − запомнить; только пятки засверкали − быстро; как снег на голову − неожиданно.
Давай подумаем (стр.104)
Вопрос №1
Тебе, конечно, хорошо известны значения слов снег и голова. Наверное, зимой тебе часто падал снег на голову. Но сохраняют ли свои значения слова снег и голова во фразеологизме как снег на голову? А слова зарубить, нос, пятки, сверкать?
Фразеологизм как с Луны свалился имеет значение «не понимает того, что понятно всем». Слова Луна, свалился утратили своё значение в этом устойчивом сочетании.
Ответ:
Слова, составляющие фразеологизм, теряют своё самостоятельное — отдельное значение. Смысл имеет только всё выражение в целом.
Упражнения (стр. 104)
Упражнение №2
Составь предложения с фразеологизмами, учитывая их значения.
Фразеологизмы | Значения |
• в рот воды набрал | «будто онемел», «лишился дара речи» |
• хлопот полон рот | «очень много дел, забот» |
• не лезет в рот | «нет никакого желания есть» |
Сравни свои предложения с предложениями, в которых нет фразеологизмов.
Саша набрал в рот воды и прополоскал горло. Моей маленькой сестричке только два годика, а у неё полон рот зубов. Не надо лезть в рот рукой, это неприлично.
Ответ:
• Сергей молчал будто в рот воды набрал.
• У моей старшей сестры всегда хлопот полон рот.
• На улице стоит такая жара, что ничего весь день не лезет в рот.
В предложениях с фразеологизмами слова, входящие в состав фразеологизма, не имеют отдельного значения − только фраза целиком, а в предложениях без фразеологизмов каждое слово имеет отдельное значение.
Упражнение №3
В левом столбике записаны фразеологизмы, а в правом (не по порядку!) их значения. Найди значения фразеологизмов и запиши в тетрадь по образцу.
Образец: ни свет ни заря — рано.
ни свет ни заря | думать |
язык без костей | бездельничать |
пускать пыль в глаза | близко |
гонять лодыря | рано |
держать язык за зубами | обманывать |
рукой подать | болтливый |
ломать голову | молчать |
Ответ:
Ни свет ни заря − рано.
Язык без костей − болтливый.
Пускать пыль в глаза − обманывать.
Гонять лодыря − бездельничать.
Держать язык за зубами − молчать.
Рукой подать − близко.
Ломать голову − думать.
Упражнение №4
Замени выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами из подсказки. Запиши предложения.
1) Играйте, пожалуйста, спокойно, дети, и не мешайте мне.
2) Сёстры Маша и Катя были очень похожи друг на друга.
3) Новая учительница сразу же понравилась ребятам.
4) Гости должны были прийти в ближайшее время.
5) В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.
Фразеологизмы: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны).
Ответ:
1) Играйте, пожалуйста, спокойно, дети, и не путайтесь под ногами.
2) Сёстры Маша и Катя были как две капли воды похожи друг на друга.
3) Новая учительница с первого взгляда понравилась ребятам.
4) Гости должны были прийти в с минуты на минуту.
5) В Третьяковскую галерею люди приезжают со всех концов.
Давай подумаем (стр. 106)
Вопрос №1
Тебе уже знакомы фразеологизмы с минуты па минуту, не путайся под ногами. А если в них заменить слова (например: с года на год, не путайся под ушами), сохранится ли смысл фразеологизма?
Ответ:
Смысл фразеологизма разрушится, если в устойчивое сочетание слов ввести другие слова.
Упражнения (стр.106)
Упражнение №5
Вася придумал предложения с фразеологизмами. В каких предложениях фразеологизмы разрушены — утратили свой смысл? Запиши исправленные предложения.
1) Народу в театре было много — груше некуда было упасть.
2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий аппетит.
3) Настю хлебом не корми, дай только книгу почитать.
4) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу лицом.
5) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём не найти.
Ответ:
1) Народу в театре было много — яблоку некуда было упасть.
2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был волчий аппетит.
3) Настю хлебом не корми, дай только книгу почитать.
4) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в грязь лицом.
5) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с огнём не найти.