УРОК 129. Давай подумаем (стр.102)

Вопрос №1

Прочитай текст.
Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
— Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как−то странно вертеться.
— Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету...
(К. Чуковский)
Как ты думаешь, почему Светлана не увидела лета? Подумай, что означает выражение оглянуться не успеешь. Можно ли его заменить одним словом? Каким?

Ответ:

Светлана не увидела лета, потому что восприняла мамин ответ буквально, а он имел переносный смысл. Выражение оглянуться не успеешь означает скоро, очень быстро. Его можно заменить словами быстро, скоро.

Упражнения

Упражнение №1

Прочитай устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Знакомы ли они тебе? Объясни значение каждого фразеологизма одним словом.
Зарубить на носу; только пятки засверкали; как снег на голову.

Ответ:

Мне знакомы данные фразеологизмы.
Зарубить на носу − запомнить; только пятки засверкали − быстро; как снег на голову − неожиданно.

Давай подумаем (стр.104)

Вопрос №1

Тебе, конечно, хорошо известны значения слов снег и голова. Наверное, зимой тебе часто падал снег на голову. Но сохраняют ли свои значения слова снег и голова во фразеологизме как снег на голову? А слова зарубить, нос, пятки, сверкать?
Фразеологизм как с Луны свалился имеет значение «не понимает того, что понятно всем». Слова Луна, свалился утратили своё значение в этом устойчивом сочетании.

Ответ:

Слова, составляющие фразеологизм, теряют своё самостоятельное — отдельное значение. Смысл имеет только всё выражение в целом.

Упражнения (стр. 104)

Упражнение №2

Составь предложения с фразеологизмами, учитывая их значения.

Фразеологизмы  Значения
• в рот воды набрал  «будто онемел», «лишился дара речи»
• хлопот полон рот  «очень много дел, забот»
• не лезет в рот  «нет никакого желания есть»

Сравни свои предложения с предложениями, в которых нет фразеологизмов.
Саша набрал в рот воды и прополоскал горло. Моей маленькой сестричке только два годика, а у неё полон рот зубов. Не надо лезть в рот рукой, это неприлично.

Ответ:

• Сергей молчал будто в рот воды набрал.
• У моей старшей сестры всегда хлопот полон рот.
• На улице стоит такая жара, что ничего весь день не лезет в рот.
В предложениях с фразеологизмами слова, входящие в состав фразеологизма, не имеют отдельного значения − только фраза целиком, а в предложениях без фразеологизмов каждое слово имеет отдельное значение.

Упражнение №3

В левом столбике записаны фразеологизмы, а в правом (не по порядку!) их значения. Найди значения фразеологизмов и запиши в тетрадь по образцу.
Образец: ни свет ни заря — рано.

ни свет ни заря  думать
язык без костей  бездельничать
пускать пыль в глаза  близко
гонять лодыря  рано
держать язык за зубами  обманывать
рукой подать  болтливый
ломать голову  молчать

Ответ:

Ни свет ни заря − рано.
Язык без костей − болтливый.
Пускать пыль в глаза − обманывать.
Гонять лодыря − бездельничать.
Держать язык за зубами − молчать.
Рукой подать − близко.
Ломать голову − думать.

Упражнение №4

Замени выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами из подсказки. Запиши предложения.
1) Играйте, пожалуйста, спокойно, дети, и не мешайте мне.
2) Сёстры Маша и Катя были очень похожи друг на друга.
3) Новая учительница сразу же понравилась ребятам.
4) Гости должны были прийти в ближайшее время.
5) В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.
Фразеологизмы: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны).

Ответ:

1) Играйте, пожалуйста, спокойно, дети, и не путайтесь под ногами.
2) Сёстры Маша и Катя были как две капли воды похожи друг на друга.
3) Новая учительница с первого взгляда понравилась ребятам.
4) Гости должны были прийти в с минуты на минуту.
5) В Третьяковскую галерею люди приезжают со всех концов.

Давай подумаем (стр. 106)

Вопрос №1

Тебе уже знакомы фразеологизмы с минуты па минуту, не путайся под ногами. А если в них заменить слова (например: с года на год, не путайся под ушами), сохранится ли смысл фразеологизма?

Ответ:

Смысл фразеологизма разрушится, если в устойчивое сочетание слов ввести другие слова.

Упражнения (стр.106)

Упражнение №5

Вася придумал предложения с фразеологизмами. В каких предложениях фразеологизмы разрушены — утратили свой смысл? Запиши исправленные предложения.
1) Народу в театре было много — груше некуда было упасть.
2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий аппетит.
3) Настю хлебом не корми, дай только книгу почитать.
4) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу лицом.
5) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём не найти.

Ответ:

1) Народу в театре было много — яблоку некуда было упасть.
2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был волчий аппетит.
3) Настю хлебом не корми, дай только книгу почитать.
4) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в грязь лицом.
5) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с огнём не найти.