УРОК 146. Упражнения

Упражнение №1

Прочитай текст. Можно ли его назвать описанием? А повествованием? О чём говорится в каждом абзаце? Составь план текста по ключевым словам каждого абзаца.
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто−то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. Это летели журавли.
Я поднял голову: большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу...
Птицы прощались с Россией, с её болотами и чащобами. Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий свежестью.
(По К. Паустовскоми)

Ответ:

Это текст−повествование, потому что в нём описана последовательность событий.
О чём говорится в каждом абзаце:
1. С какими звуками летят журавли.
2. Что увидел автор, когда поднял голову.
3. Птицы прощались с Россией.
План
1. Журавли летят.
2. Куда летят журавли.
3. Прощание птиц с Россией.

Упражнение №2

Прочитай отрывок из рассказа. Определи, в каких абзацах есть описание, а в каких — повествование. Объясни свой выбор.
Какая бывает роса на траве
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листику и не мочат его.
Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля.
Бывало, сорвёшь такую чашечку. Потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку. И росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
(Л. Толстой)

Ответ:

В первом абзаце − описание, потому что в нём описан листок, а во втором и третьем − повествование, потому что там описана последовательность событий.
Какая бывает роса на траве
(1) Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листику и не мочат его.
(2) Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля.
(3) Бывало, сорвёшь такую чашечку. Потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку. И росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Упражнение №3

Письменно перескажи содержание своей любимой книги. Перед началом работы составь план. В последнем абзаце своего текста напиши, почему эта книга твоя любимая.

Ответ:

План
1. Моя любимая книга.
2. Содержание книги.
3. Почему я люблю эту книгу.

Моя любимая книга.
Моя любимая книга − "Алиса в Стране Чудес". Её написал английский писатель Льюис Кэрролл. А позже она была экранизирована несколько раз разными режиссёрами.
Это история о девочке по имени Алиса, которая попала в волшебный мир, пройдя через кроличью нору. Приключения, в которые попала Алиса в новом мире, наполнены фантастикой, шутками и лёгкой атмосферой безумия. Алиса, во время своего путешествия по волшебному миру, старается везде следовать за белым кроликом, но тот постоянно от неё исчезает, а потом появляется вновь. На своём пути Алиса встречает Синюю Гусеницу, которая помогает девочке меняться в росте, Чеширского Кота, который отправляет её на безумное чаепитие к Шляпнику и Мартовскому Зайцу. А затем оказывается на королевском крокете, где узнаёт, что волшебной страной управляет всего лишь колода карт во главе с Червонными Королем и Королевой. А в конце был суд над Валетом, который украл крендели. Там Король вызвал её дать показания, девочка забыла, что снова изменилась в росте и опрокинула присяжных, за что Королева приказала её казнить. Алиса не испугалась, а начала отбиваться и проснулась.
Читается книга очень легко, местами вызывает улыбку. Приключения, в которые попала Алиса, благодаря своему любопытству, захватывают дух. Вот почему я так люблю эту книгу.