УРОК 147. Упражнения

Упражнение №1

Прочитай текст. О чём в нём говорится? Можно ли считать этот текст описанием? А повествованием? Почему?
Вы, может быть, думаете, что название роли не играет? Ошибаетесь, молодой человек! Имя для корабля — то же, что фамилия для человека.
..Назовите судно «Геркулес» или «Богатырь» — перед ним льды расступятся сами, а попробуйте назвать своё судно «Корыто» — оно и плавать будет, как корыто, и непременно перевернётся где−нибудь при самой тихой погоде.
(По А. Некрасову)

Ответ:

В тексте говорится о том, почему важно правильно подобрать название для корабля. Этот текст нельзя считать ни описанием, ни повествованием, потому что в нём нет описания чего−либо или последовательности каких−то действий или событий.

Упражнение №2

Прочитай тексты. Какой из них является текстом−рассуждением? Объясни свой выбор.
1. Шёл дождь, не разбирая дороги. По полям, по лугам, по цветущим садам.
Шёл, шёл, споткнулся. Упал, вытянул длинные ноги и утонул в последней лужице.
Лишь пузырьки кверху пошли: «буль, буль».
(Г. Цыферов)
2. Как вы думаете, для чего человеку нужна игра? Ясное дело, чтобы веселее жить, ответите вы. Верно. Но известно ли вам, что без игры было бы не только скучно — просто невозможно? Что помогло вам стать ловкими, быстрыми, сообразительными? Что научило не сдаваться, не скисать от неудач? Игры. Настольные и спортивные. Тихие и подвижные.

Ответ:

Текст №2 является текстом−рассуждением, потому что отвечает на вопрос почему человеку нужна игра?

Упражнение №3

Рассмотри рисунки. Составь устно текст−рассуждение. Ответь своим текстом на вопросы: «Что развивают эти игры? Почему ты так думаешь?»
ГДЗ по русскому языку, 2 класс, 2 часть, учебник, "Начальная школа 21 век", ИвановГДЗ по русскому языку, 2 класс, 2 часть, учебник, "Начальная школа 21 век", Иванов

Ответ:

Как ты думаешь, что можно развить при помощи разных игр? Например, шахмат, баскетбола, катания на роликах и игры в лего. Я думаю, игры − это не только досуг, но и развитие разных навыков. Потому что шахматы тренируют логическое мышление, умение просчитывать наперёд разные комбинации ходов, аналитическое мышление; баскетбол − это тренировка не только физической формы, но и ловкости, точности; катаясь на роликах, мы учимся балансировать, тренируем физическую форму; лего учит нас визуализации, ведь чтобы что−то построить, нужно это сначала представить, а так же развивает мелкую моторику рук − в нём очень много мелких деталей.

Упражнение №4

Прочитай вопросы. Ответь на них. В каких текстах — описаниях, повествованиях или рассуждениях — можно встретить предложения, похожие на твои ответы? Объясни своё мнение.

Почему нельзя сказать, что слово состоит только из звуков?
Почему слово столик образовано от слова стол?
Почему в слове вылепил можно выделить приставку?
Почему слова лев и левый нельзя назвать родственными?
Почему слова говорить и сказать являются синонимами?
Почему слова далеко и неблизко не являются антонимами?

Ответ:

Почему нельзя сказать, что слово состоит только из звуков? Потому что, если набор звуков не имеет лексического значения, его нельзя считать словом.
Почему слово столик образовано от слова стол? Потому что это однокоренные слова, и слово "столик" образовано от слова "стол" суффиксальным способом.
Почему в слове вылепил можно выделить приставку? Потому что это слово образовано от слова "лепить" приставочным способом.
Почему слова лев и левый нельзя назвать родственными? Потому что эти слова имеют разное лексическое значение корней.
Почему слова говорить и сказать являются синонимами? Потому что это близкие по значению слова.
Почему слова далеко и неблизко не являются антонимами? Потому что эти слова не противоположны по своему значению.
В текстах−рассуждениях можно встретить предложения, похожие на мои ответы, потому что все они отвечают на вопрос почему?