УРОК 149. Упражнения

Упражнение №1

Прочитай текст. Озаглавь его. Запиши, о чём говорится в тексте. Составь план текста. Как ты думаешь, какой это текст — описание, повествование или рассуждение?
Как−то я ехал на пароходе из Египта в Грецию и наблюдал необыкновенную картину. На корме сидела масса самых разных перелётных птичек. Они кружились в воздухе, порхали над волнами и опять садились на корму. На ночь птички располагались спать на мачтах и реях нашего парохода.
Матросы рассказывали, что весной птиц можно видеть только на судах, идущих на север, осенью — на судах, идущих на юг. Вы догадываетесь?
Птицы как−то почуяли, что незачем тратить силы на трудный перелёт через море, когда можно переплыть море на пароходе.
(По В. Вересаеву)

Ответ:

Заголовок − "Догадливые птицы".
В тексте говорится о том, почему весной птиц можно видеть только на судах, идущих на север, осенью — на судах, идущих на юг.
План:
1. Необычная картина во время путешествия.
2. Когда и куда путешествуют птицы на судах.
3. Птичья хитрость.
Это текст−рассуждение, потому что он отвечает на вопрос почему?

Упражнение №2

Прочитай текст−описание. Подходит ли заголовок к тексту? Если нет, подбери свой заголовок. Выпиши понравившиеся тебе выражения, сравнения, которые использует автор, описывая северное сияние.
Зимняя радуга
Вся северная сторона неба освещена двумя огромными колышущимися дугами — красной и зелёной. Дуги исчезают и появляются вновь, беспрерывно изменяя свой вид, переливаясь красками. Внезапно тёмное небо пронизывают, точно стрелы, яркие лучи, а порой в воздухе повисают изумрудные, с красной бахромой занавеси.
Это одно из самых величественных и красивых явлений природы — полярное сияние. Яркие сполохи (так называют полярное сияние на севере) играют на небе по нескольку часов подряд.

Ответ:

Мне кажется, заголовок не совсем подходит к тексту. Я озаглавил бы текст так: "Северное сияние".
Выражения, которые мне понравились:
• освещена двумя огромными колышущимися дугами;
• пронизывают, точно стрелы, яркие лучи;
• повисают изумрудные, с красной бахромой занавеси.

Упражнение №3

Прочитай текст. Определи, какой это текст — описание, повествование или рассуждение. Запиши своими словами краткое содержание текста.
После жаркого, душного дня сгустились тучи и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце. И в это время под тёмной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле, появилась радуга: семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
А причина этому — солнечный свет. Как будто бы белый, а на самом деле состоящий из семи цветов.

Ответ:

Это текст − рассуждение.
Когда после жаркого дня идёт дождь, появляется радуга. Она состоит из семи цветов, плавно переходящих из одного в другой — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Она такая, потому что так преломляется солнечный свет. Как будто белый, а на самом деле состоящий из семи цветов.

Упражнение №4

Составь и запиши план текста о том, что мы узнали на уроках развития речи. Напиши: что тебе было интересно? Что не понравилось? Что у тебя получается лучше всего? Почему? Что не получается? Почему? Какой текст — описание, повествование или рассуждение — у тебя получился? Объясни ответ.

Ответ:

У меня получился текст−рассуждение, потому что в нём содержится ответ на вопрос почему?
План
1. Что мне было интересно на уроке развития речи.
2. Что мне не понравилось на уроке.
3. Мои успехи на этом уроке.
4. Мои неудачи на этом уроке.