УРОК 97. Давай подумаем
Вопрос №1
Прочитай, сравни два текста. Чем они различаются?
1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
Выпиши только те слова, которыми эти тексты различаются. Близки ли эти слова по значению? Что они обозначают? На какой вопрос отвечают?
Ответ:
Первый текст более гармоничный, потому что в нём нет многокрастного слова ребята, как во втором тексте.
(Кто?) малыши, дети, детвора − эти слова близки по значению и обозначают ребят.
Упражнения
Упражнение №1
Рассмотри картинки. Составь по ним предложения, используя слова погасить — потушить — выключить — задуть.
Как можно назвать эти слова? Что объединяет слова и чем они различаются? Запиши предложение с одним из этих слов.
Ответ:
1) На День рождения принято задуть свечи на праздничном торте.
2) Уходя, не забывай выключить утюг из розетки.
3) Перед сном нужно погасить свет в доме.
4) Перед пожарными стояла задача потушить сильный пожар.
Слова погасить — потушить — выключить — задуть называются синонимы их объединяет то, что они являются глаголами и отвечают на вопрос что сделать?, а так же имеют близкое друг с другом значение. Различаются эти слова словами, с которыми они сочетаются, и ситуациями, в которых они употребляются.
Упражнение №2
Выбери из скобок пропущенные слова. Не забудь поставить слова в нужную форму! Объясни свой выбор. Спиши предложения.
1. На нашей улице открыли магазин детской ... (наряд, одежда). Вечером дети надели красивые, праздничные ... (наряд, одежда).
2. Учительница ... (похвалить, одобрить) ученика. Мы ... (похвалить, одобрить) предложение учительницы сходить в субботу в зоопарк.
Ответ:
При выборе слов нужно помнить, что не все слова между собой сочетаются, даже если они близки по значению.
1. На нашей улице открыли магазин детской одежды. Вечером дети надели красивые, праздничные наряды.
2. Учительница похвалила ученика. Мы одобрили предложение учительницы сходить в субботу в зоопарк.
Упражнение №3
Слова метель, вьюга, буран, пурга — синонимы, так как имеют общее значение: «ветер, вихрь со снегом». Но каждый синоним имеет и свой оттенок значения. Сравни:
метель — сильный ветер со снегом;
вьюга — снежная буря (круговёрть);
буран — метель в степи;
пурга — очень сильная метель.
Составь и запиши предложения со словами метель, вьюга, буран, пурга.
Ответ:
Сравнивая значение слов метель, вьюга, буран, пурга , можно сказать, что у каждого из них есть своя степень выраженности.
1) Метель застала нас, когда мы возвращались домой.
2) За окном завывала вьюга.
3) В степи разыгрался буран и мы решили отложить поездку.
4) Пурга мела весь вечер по улицам и швыряла снег в редких прохожих.
Упражнение №4
Прочитай текст. Выпиши синонимы. Устно попробуй определить их общее значение.
Ясной ночью можно увидеть множество звёзд. Все они светят, но по−своему. Вглядись в ночное небо: белые звёзды сияют, как кусочки льда. Жёлтые — сверкают, как драгоценные камни, а голубые — таинственно мерцают. Волшебная картина! Кажется, что небо смотрит миллионами глаз.
Ответ:
Синонимы: светят, сияют, сверкают, мерцают. (Общее значение − светят.)
Давай подумаем (стр.46)
Вопрос №1
Наташа считает, что в тексте упражнения 4 синонимами являются слова белые, жёлтые, голубые, потому что они отвечают на один вопрос (какие?) и называют цвет звёзд.
Миша выписал такие синонимы: светят, сияют, сверкают, мерцают, потому что эти слова отвечают на один вопрос, близки по значению, но уточняют, как именно «по−своему» светят звёзды.
С кем из ребят ты согласишься? Объясни свой выбор.
Ответ:
Прав Миша, потому что синонимы должны быть не только одной части речи и отвечать на один вопрос, но и быть близки по значению.