УРОК 152. Упражнения

Упражнение №1

Прочитай текст. Подумай, к повествованию, описанию или рассуждению он относится. Обоснуй своё мнение. В последнем предложении объясни орфограммы.
Гроза
Летний день невыносимо душен. Тяжёлые кучевые облака клубятся и клубятся, вот они превратились уже в чёрные тучи, закрыли и голубое небо, и ясное солнце. Минута затишья — и вдруг закружились вихри, а с неба стали капать крупные редкие капли. Потом хлынул целый поток, словно в небе опрокинули разом миллионы вёдер воды. З...сверкала молния, з...гр...хотал гром, началась в...сёлая летняя гр...за.
(По энциклопедии "Что такое? Кто такой?")
Подбери и запиши антонимы к выделенным словам. Запиши синонимы к слову хлынул. Объясни значение слова поток в этом тексте. Спиши последнее предложение, вставь пропущенные буквы.

Ответ:

Это текст−повествование, потому что в нём описана последовательность событий.
Засверкала (правописание приставки за−) молния, загрохотал (правописание приставки за− и безударная гласная в корне, проверочное слово гро́хот) гром, началась весёлая (ве́село) летняя гроза (гро́зы).
Антонимы:
Крупные − мелкие.
Редкие − частые.
Синоним: хлынул − полил, обрушился.
Поток − стремительно текущее большое количество воды.

Упражнение №2

Прочитай текст.
Мы начинаем узнавать мир по его именам. Особенно интересны слова, в которых нам что−то уже знакомо. Вот подорожник — ясно: он растёт вдоль дороги. А подберёзовик — под берёзой растёт, а опёнок — у пня... Сразу видно родство этих слов с другими, у них есть «родители»: у подорожника — дорога, у подберёзовика — берёза...
Выпиши слова подорожник, подберёзовик, опёнок и обозначь в них все части слова. Подумай, каким способом образовались эти слова.

Ответ:

Подорожник, подберёзовик, опёнок.
Эти слова образованы приставочно−суффиксальным способом.

Упражнение №3

Прочитай начало текста. Подумай, как можно его закончить, озаглавить.
Кажется, ничего мудрёного в этом нет: взял в руки удочку, н...живил крючок червяком, з...бросил и жди, пока под в...дой, в сумеречной глуби, глупая рыбёшка схватит приманку. И вот ты на реке. Взмах удочкой, и...
Спиши первое предложение, вставь пропущенные буквы.

Ответ:

Рыбалка
Кажется, ничего мудрёного в этом нет: взял в руки удочку, наживил крючок червяком, забросил и жди, пока под водой, в сумеречной глуби, глупая рыбёшка схватит приманку. И вот ты на реке. Взмах удочкой, и леска зацепилась за корягу под водой, оборвалась леска. Вторая попытка вышла удачнее, попалась на крючок щучка, но не успел вытащить, сорвалась. Не такое простое это занятие, как казалось на первый взгляд.

Кажется, ничего мудрёного в этом нет: взял в руки удочку, наживил крючок червяком, забросил и жди, пока под водой, в сумеречной глуби, глупая рыбёшка схватит приманку.