УРОК 111. Давай подумаем

Вопрос №1

Рассмотри рисунок. Прочитай подписи под ним.
ГДЗ по русскому языку, 2 класс, 2 часть, учебник, "Начальная школа 21 век", ИвановМожно ли сказать, что эти два предмета мы называем одним и тем же словом? Докажи, что коса1 и коса2 — разные слова.

Ответ:

Нельзя сказать, что эти два предмета мы называем одним и тем же словом.
коса1 и коса2 — разные слова, потому что обозначают разные предметы и имеют разные значения.

Упражнения

Упражнение №1

Определи значения слов ключ, свет по толковому словарику в учебнике.
Составь и запиши предложения с этими словами.

Ответ:

К л ю ч 1 − 1) Приспособление для отпирания и запирания замка. 2) То, что служит для разгадки чего−либо. 3) Знак в начале нотной строки.
Я потерял ключ и не смог открыть дверь.
К л ю ч 2 − бьющая из−под земли вода.
Рядом с озером есть ключ, там очень вкусная и холодная вода.
С в е т 1 − 1) Энергия Солнца, которая воспринимается глазом и делает наш мир видимым. 2) Источник освещения.
Солнечный свет озарил комнату.
С в е т 2 − земля, окружающий мир, а также люди.
Моя мама лучшая на всём свете!

Упражнение №2

Прочитай предложения.
1) Наконец мы нашли старый замок.
2) Это была настоящая мука.
3) В магазине продавался старинный атлас.
Понимаешь ли ты, о чём идёт речь в предложениях? Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?

Ответ:

Я не понимаю о чём идёт речь в предложениях, потому что любой омоним подходит к контексту. Чтобы смысл предложений стал ясен нужно поставить ударение в омонимах.
1) Наконец мы нашли старый за́мок (строение)./ Наконец мы нашли старый замо́к (предмет для запирания двери).
2) Это была настоящая му́ка (терзания, страдания, мучения)./ Это была настоящая мука́ (ингридиент для выпечки).
3) В магазине продавался старинный а́тлас (карта)./ В магазине продавался старинный атла́с (вид ткани).

Упражнение №3

Найди «спрятанную» шутку.
Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости?
Подумай, на чём основана шутка.

Ответ:

Шутка основана на одинаковом звучании слов "сухой" и "с ухой".

Упражнение №4

Найди омонимы, сделай в тетради таблицу и запиши примеры в каждую графу.
Слова, не связанные по смыслу

Одинаково звучат и пишется  Одинаково звучат, пишутся по−разному  Одинаково пишутся, звучат по−разному
     

1) Уж наступал вечер. Уж питается лягушками.
2) Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.
3) Сложный код. Пушистый кот.

Ответ:

Слова, не связанные по смыслу

Одинаково звучат и пишется  Одинаково звучат, пишутся по−разному  Одинаково пишутся, звучат по−разному
Уж наступал вечер. Уж питается лягушками. Сложный код. Пушистый кот.  Зацвели душистые гвозди́ки. Мальчик рассыпал маленькие гво́здики.


Упражнение №5

Прочитай стихотворение.
Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла.
Найди слова−омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары? Объясни устно.

Ответ:

1. сноса − с носа (звучат одинаково, пишутся по−разному);
2. мыла1 − мыла2 (звучат и пишутся одинаково);
3. от мыла − отмыла (звучат одинаково, пишутся по−разному).

Упражнение №6

Прочитай стихотворение.
Шёл деревней дождь косой,
Дед косил его косой.
Накосить не накосил,
Только выбился из сил.
(И. Демьянов)
Найди и выпиши омонимы. Объясни их значения.

Ответ:

Косой1 − под наклоном, не прямой.
(Косил) косой2 − приспособлением для скашивания травы.