УРОК 93. Давай подумаем (стр.34)
Вопрос №1
Рассмотри рисунки. Прочитай подписи−предложения. Объясни значения выделенных слов.
Что общего у предметов, признаков и действий, названных одним и тем же словом?
1) Я помог бабушке вдеть нитку в иголку.
2) У сосны иголки длиннее, чем у ели.
3) Учёные−археологи нашли старинную золотую чашу.
4) Наступила золотая осень.
1) Туристы идут в поход.
2) Часы идут правильно.
Ответ:
1) Я помог бабушке вдеть нитку в иголку (принадлежность для шитья).
2) У сосны иголки (хвоя) длиннее, чем у ели.
3) Учёные−археологи нашли старинную золотую (сделана из золота) чашу.
4) Наступила золотая (имеется ввиду оттенок жёлтого цвета) осень.
1) Туристы идут (передвигаются пешком) в поход.
2) Часы идут (работают) правильно.
У предметов, признаков и действий, названных одним и тем же словом, есть общие черты, например, иголка швейная и хвойная имеют общую форму, золотая чаша и осень похожи цветом, а идут часы и люди вперёд.
Упражнения
Упражнение №1
Прочитай. Объясни значения выделенных слов.
Хвост зайца, стальная проволока, золотое украшение.
Как ты думаешь, почему можно сказать: хвост очереди, стальная воля, золотое сердце?
Ответ:
Хвост (часть тела животного) зайца, стальная (сделана из стали) проволока, золотое (сделано из золота) украшение.
Можно сказать: хвост очереди, стальная воля, золотое сердце, потому что эти слова многозначные.
Упражнение №2
Прочитай стихотворение. Что означают выделенные слова в тексте? А что они могут означать вне текста?
Ноябрь
На озябшие поляны
Осень рано на заре
Стадо белого тумана
Выгоняет в ноябре,
Дождь бредёт за ним вдогонку.
На дорогах у берёз
Лужи, всхлипывая звонко,
Расплываются от слёз.
(Т. Золотухина)
Найди в толковом словарике значения выделенных слов. Составь предложения с каждым словом в первом значении.
Ответ:
Ноябрь
На озябшие (в инее, подмороженные) поляны
Осень рано на заре
Стадо (много) белого тумана
Выгоняет (напускает) в ноябре,
Дождь бредёт (идёт) за ним вдогонку.
На дорогах у берёз
Лужи, всхлипывая звонко,
Расплываются (растекаются) от слёз.
Озябшие − испытавшие чувство холода, страдающие от холода.
Мы долго катались на санках и пришли домой озябшие, но довольные.
Стадо − группа животных одного вида, пасущийся вместе скот.
На пути ребятам встретилось стадо овец.
Выгоняет − удаляет, прогоняет.
Когда кто−то разговаривает на уроке, учитель выгоняет его в коридор.
Бредёт − идёт с трудом или тихо.
Усталый путник бредёт под полуденным солнцем.
Расплываются − 1) растекаются; 2) появление на лице чувства радости.
На холст попала вода, и краски расплылись.
Давай подумаем (стр.37)
Вопрос №1
Рассмотри рисунки. Прочитай подписи−предложения. Объясни значения выделенных слов. В каких предложениях слова употреблены в переносном значении?
1) Класс внимательно слушал учителя.
2) В нашем классе много цветов.
3) Маша случайно разбила тарелку.
4) Я съел две тарелки.
Ответ:
1) Класс (группа учеников − прямое значение) внимательно слушал учителя.
2) В нашем классе (кабинет − переносное значение) много цветов.
3) Маша случайно разбила тарелку (посуда − прямое значение).
4) Я съел две тарелки (порции − переносное значение).
Упражнение №3
Составь и запиши предложения со словами в тех значениях, номера которых указаны в скобках (см. толковый словарик). Подчеркни слова, употреблённые в переносном значении.
свежий (1), мелкий (3), каша (2), острый (3), тупик (2), гора (2)
Ответ:
Я очень люблю свежий хлеб.
Эта река слишком мелкая, чтобы в ней купаться.
Почему у тебя в голове такая каша?
Курица оказалась для меня слишком острой.
Вопрос на контрольной поставил меня в тупик.
После уроков меня ждала гора немытой после ужина посуды.