УРОК 153. Упражнения
Упражнение №1
Прочитай и отгадай загадки.
Толстый тонкого побьёт,
Тонкий — что−нибудь прибьёт.
Падают с ветки
Золотые монетки.
Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Одной ручкой — всех встречает,
Другой ручкой — провожает.
(А. Рождественская)
Выпиши антонимы и синонимы. Почему во второй загадке используется сочетание золотые монетки?
Ответ:
Толстый тонкого побьёт,
Тонкий — что−нибудь прибьёт.
(Молоток и гвоздь)
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Осенние листья)
Золотые монетки − это сравнение.
Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Одной ручкой — всех встречает,
Другой ручкой — провожает.
(Дверь)
Антонимы: толстый − тонкий, спал − проснулся, встречает − провожает.
Синонимы: побьёт − прибьёт, шевельнулся − встрепенулся.
Упражнение №2
Прочитай текст. Восстанови правильный порядок абзацев и запиши текст целиком.
Алый Мак в поле
А цветок говорит:
— Здесь во время Отечественной войны похоронили героя. На этом месте я и вырос.
Девочки низко поклонились цветку Маку.
— Может быть, здесь воевал мой дедушка... — тихо промолвила девочка с
синими глазами.
Пошли две девочки в поле. Идут они полем и видят — цветёт Алый Мак. Подошли девочки к цветку и спрашивают:
— Алый Мак, почему ты вырос в поле среди зелёной травы?
(Ученица 2 класса Люба Петрова)
Подумай, к повествованию, описанию или рассуждению относится этот текст. Объясни ответ.
Ответ:
Это текст−рассуждение, потому что он отвечает на вопрос почему?
Алый Мак в поле
Пошли две девочки в поле. Идут они полем и видят — цветёт Алый Мак. Подошли девочки к цветку и спрашивают:
— Алый Мак, почему ты вырос в поле среди зелёной травы?
А цветок говорит:
— Здесь во время Отечественной войны похоронили героя. На этом месте я и вырос.
Девочки низко поклонились цветку Маку.
— Может быть, здесь воевал мой дедушка... — тихо промолвила девочка с
синими глазами.
Упражнение №3
Прочитай стихотворение. О чём оно? Выпиши слова с пропущенными буквами. Объясни их написание.
Всем полезен крепкий сон —
Укр...пляет силы он.
Но полезно ль спать в кроватке
Вместо утренней зарядки?
И п...может ли кровать
Н...учиться фехтовать?
Можно ль с помощью матраца
Для хоккея сил н...браться?
Или, лёжа на б...ку,
Приготовиться к прыжку?
На к...ртинку п...глядите
И л...нтяя разбудите!
(В. Берестов)
В словах сон, (в) кроватке, (к) прыжку обозначь части слова.
Ответ:
Это стихотворение о том, что сон полезен в меру, а если много и долго просто так лежать в кровати, то это уже лень.
Укрепляет (кре́пкий), поможет (по́мощь), научиться (правописание приставки на−), набраться (правописание приставки на−), боку (бок), картинку (словарное слово), поглядите (правописание приставки по−), лентяя (лень).
Сон, (в) кроватке, (к) прыжку.