УРОК 116. Давай подумаем

Вопрос №1

Попробуй определить лексическое значение каждого слова по значению его частей.
Библиотека (от греческих слов библион — «книга» и тека — «хранилище») — ...
Фотография (от греческих слов фотос — «свет» и графо — «пишу») — ...
Микроскоп (от греческих слов микрос — «малый» и скопео — «смотрю») — ...
Телеграмма (от греческих слов теле — «далеко» и грамма — «запись», «буква») — ...
Астронавт (от греческих слов астрон — «звезда» и наутес — «мореплаватель») — ...

Ответ:

Библиотека (от греческих слов библион — «книга» и тека — «хранилище») — хранилище для книг.
Фотография (от греческих слов фотос — «свет» и графо — «пишу») — изображение, запечатлённое на светочувствительной плёнке или пластине.
Микроскоп (от греческих слов микрос — «малый» и скопео — «смотрю») — устройство для рассматривания очень мелких частиц.
Телеграмма (от греческих слов теле — «далеко» и грамма — «запись», «буква») — сообщение, переданное по телеграфу на большое расстояние.
Астронавт (от греческих слов астрон — «звезда» и наутес — «мореплаватель») — тот, кто совершает "плавание" к звёздам.

Упражнения

Упражнение №1

К заимствованным словам первой группы подбери близкие по значению слова или сочетания слов из второй группы. Запиши по образцу.
Образец: барьер — заграждение.
1) ветеран, вираж, легенда, пират
2) народное предание, морской разбойник, крутой поворот, старый воин

Ответ:

Ветеран − старый воин, вираж − крутой поворот, легенда − народное предание, пират − морской разбойник.

Упражнение №2

Прочитай отрывок из стихотворения. Выпиши заимствованные слова. Знаешь ли ты, что они называют? Проверь себя по толковому словарику. Выпиши словарную статью к слову, значение которого было тебе неизвестно.
..Кто на площади оркестром
Дирижирует? Маэстро.
Приседает, пляшет,
Палочкою машет...
(Дж. Родари)

Ответ:

Оркестр − большое количество музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах, управляемых дирижором.
Дирижирует − управляет оркестром.
Маэстро − почётное название выдающихся деятелей в различных областях искусства, а также мастеров шахматной игры.

Упражнение №3

Закончи предложения и запиши их. Используй слова для справок.
Исполнитель ролей в театре или кино — это ... .
Объявление о спектакле или концерте — это ... .
Нижний этаж зрительного зала в театре с местами для зрителей — это ... .
Здание со сценой, где ставят спектакли, — это ... .
Можно ли закончить предложения без заимствованных слов?
Слова для справок: афиша, театр, актёр, партер.

Ответ:

Исполнитель ролей в театре или кино — это актёр.
Объявление о спектакле или концерте — это афиша.
Нижний этаж зрительного зала в театре с местами для зрителей — это партер.
Здание со сценой, где ставят спектакли, — это театр.
• Нельзя закончить предложения без заимствованных слов, потому что у них нет исконного аналога.

Упражнение №4

Придумай и запиши приглашение на детский праздник. Используй пришедшие из французского языка слова афиша, карусель, аттракцион, сюрприз и пришедшие из немецкого языка слова фокус, фейерверк.

Ответ:

На школьном стенде появилась афиша:
"Приглашаем всех 25 мая на праздник для детей.
Вас ожидают разнообразные карусели и аттракционы, фокусы и подарки. А в конце праздника − сюрприз от организаторов и праздничный фейерверк."

Упражнение №5

К заимствованным словам первой группы подбери близкие по значению слова или сочетания слов из второй группы. Запиши слова парами.
1) антракт, атака, десерт, финиш, старт
2) последняя часть соревнований, момент начала соревнований, перерыв, сладости в конце обеда, нападение

Ответ:

антракт − перерыв,
атака − нападение,
десерт − сладости в конце обеда,
финиш − последняя часть соревнований,
старт − момент начала соревнований.